Когда мы вернулись в гостиницу для послеполуденного сна , в лифт с нами сел средних лет американец. Жена заговорила с ним и тот радостно воскликнул : "Ой, какой у Вас хороший английский! Откуда Вы?". После того как она объяснила ,что мы из США , он несколько сконфуженно пробормотал : "Ну да...,тогда у вас конечно и должен быть хороший английский..." Под конец дня мы решили пойти к стене Джона Леннона. Не думаю ,что это какая-то особая достопримечательность Праги ,хотя кое-какие исторические события с этим местом всё же связаны. Мало того, Джон Леннон - это не самый мой любимый Битлз, хотя объективно говоря, он неверное -таки центральная фигура, без которой ничего бы не произошло. Просто ,когда пару лет назад я ездил в Москву и встречался там с однокурсником , он меня спросил : "А ты бываешь в Нью Йорке?". Я утвердительно кивнул. "Тогда ,когда будешь в Центральном Парке, поклонись от меня Джону Леннону". Я решил ,что он дурачится и рассмеялся. Но он сказал: "Нет, я серёзно". В Центральном Парке с того времени мне как-то толком не удалось побывать, но тут я об этом разговоре вспомнил и мне захотелось хоть каким-то образом исполнить его просьбу. Стена находится в Малой Стране не очень далеко от Карлова моста,там где проходит какой-то отток реки Влтавы, называемый Чертовка. Стена эта изначально принадлежала монастырю какого-то Пражского ордена. Первые рисунки там появились в 1980 году, сразу после того как Леннон был убит в Нью-Йорке. Интересно то, что не только Леннон, но и никто из членов легендарного ансамбля никогда не был в Праге. Тем не менее, знатоки говорят, что на стене есть подлинная подпись Леннона. И это, очевидно, одно из чудес света: что-то напоминающее ветхозаветные сказания. Изначально там был нарисован лишь его портрет. Но потом стена стала покрываться всё новыми и новыми надписями и русинками,текстами из песен Битлз и просто лозунгами. В итоге там не осталось ни одного живого места. К сожалению, как и везде в Праге, красивые рисунки там измордованы отвратительными росписями. Нам даже пришло в голову какое наказание можно давать людями, пойманным за разрисовыванием стен домов: их надо заставить вычистить втрое большую площадь, чем они изгадили. Таким образом весь город скоро снова станет чистым. Стена эта по воле случая находится прямо напротив Французского посольства. Песни Битлз в Чехословацкой Социалистической Республике были запрещены. Но студенты их всё равно слушали и разрисовывали стены. Вообще студенчество в Праге всегда было очень передовым и участвовало во многих освободительных движениях. Так именно со студенчества началась "бархатная" революция 1989 года. А по некторым версиям эти студенческие волнения пошли именно отсюда и символом был стук ключей. Вслед за студенчеством всколыхнулась интеллигенция. А дальше всё по Ленину - "Декабристы разбудили Герцена, Герцен разбудил народников..." ну и так далее. В итоге все вместе многотысячной толпой во главе с дессидентом - драматургом Гавелом пошли всё на туже Вацлавскую площадь ( к конной статуе покровителю Чехии - святому Вацлаву, стоящей перед Национальным Музеем ). И всё как-то уж совсем гладко у них там получилось: коммунисты легко сдались, самораспустились, глава страны Густав Гусак ушёл в отставку, а сменил его тот самый Гавел, который позже задумал построить Танцующий дом. Хотя стена носит имя Леннона, мне вспомнилась история ,связанная с Джорджем Харрисоном. После того как у него обнаружили рак и он поехал лечиться в Швейцарию, к нему туда приехал Ринго Стар. Джордж в это время уже почти не вставал, но когда тот рассказал ему ,что он поедет дальше в Бостон ,чтобы навестить заболевшую раком дочь, он вдруг сказал: "Хочешь я поеду с тобой?" Вечером мы решили не выдумывать ничего нового и пойти в полюбившийся нам ресторан "У Медведки". Всё там было по-прежнему хорошо. Но в этот раз жена разглядела забавное объявление: "Знаете ли Вы какой сейчас уровень алкоголя у Вас в крови? Вы можете проверить это здесь за деньги или...Вы можете проверить это бесплатно, когда полицейский остановит Вашу машину". На пятый день пребывания нам показалось ,что Прагу мы уже достаточно изведали ,так что пора нам поехать в какую-нибудь экскурсию за её пределы. Сперва, мне подумалось съездить в Вену: заманчиво представлялас ь поездка в Австрию всего на один день (для людей ,живущих в оторванной от Еворпы, Америки - это звучит сказочно ). Но жена меня урезонила ,что Вена требует отдельной поездки и из окна автобуса город никогда не разглядеть. Тогда мы решили поехать в Чешский Крумлов, который, как нам сказали, находится под охраной ЮНЕСКО , как историческаяценность. Однако, в 6 часов вечера практически все экскурсинные бюро были почему-то уже закрыты. В единственном ,попавшемся нам на пути ,открытом офисе сидел на удивление приятный русский мужчина. Он сказал ,что экскурсии в Чешский Крумлов на этой недели у них уже не будет. Но зато прямо завтра можно поехать в Кутна Гора, которая тоже является исторической ценностью под охраной Юнеско, но находится всего в 60 километров от Праги, а потому поездка не будет столь утомительной. Плюс к тому , по дороге будет посещение Чешского замка. Мы согласились. Мужчина был столь любезен ,что даже поменял нам по хорошему курсу доллары на кроны, чтобы покрыть ту сумму, которую нам недоставало в кронах на поездку. Кроме того, он договорился ,что шофёр заедет за нами прямо в гостиницу. Наутро к нам вместо обещанного такси прислали небольшой вэн с мрачным дядькой шофёром. Шофёр ,как выяснилось, не говорил ни на английском ,ни на русском. Это судя по всему и являлось основной причиной его мрачности. Однако это не мешало ему вести машину с большой лихостью : во время пути от нас только успевали отскакивать в сторону не только пешеходы ,но и машины. В какой-то момент моя жена догадалась: А ведь это ,видимо, та самая машина, которая и повезёт нас на экскурсию, так что давай устроимся тут поудобнее. Это было правильное решение: через несколько минут мы оказались возле Пороховой башни , где нас уже ожидали другии экскурсанты. Всего нас было человек двенадцать. Все остальные были русскими из России (Ну по крайней мере русскоязычными, ибо мы с ними в контакт не входили: русскии живущии в России считают эмигрантов предателями и вполне искренне их ненавидят ). В принципе все эти экскурсанты оказались нормальными малоприметными людьми. Выделялся лишь один дядька предпенсионного возраста с женой. И хотя жене его было тоже не двадцать ,но что-то мне подсказывало , что эта не та женщина ,с которой он прожил последнии тридцать лет. Дядька явно хотел показаться всезнайкой и при возможности пытался блеснуть ирудицией. Экскурсовод был действительно сведующим в своём деле мужчиной лет тридцати пяти. В дороге он он очень насыщенно рассказывал об истории Праги , разбрасываясь годами и именами как семечками. По легенде у чешского князя Крока было три дочери. Кази - была прорицательницей будущего, Тэтка - управляла духами,а младшая Либуше была мудрейшая из трёх сестёр. Именно она и был выбрана вождём племени после смерти отца. Однако народ вскоре захотел ,чтобы ими правил мужчина. Тогда Либуше сказала : "Что ж будь по вашему. Я выпущу своего коня и к кому он прийдёт за того я и выйду замуж". Долго шёл конь и наконец подошёл к дому возле которого трудился местный пахарь, возводя порог своего дома (Вот от этого -то порога и называется по легенде Прага). Так и вышла она за него замуж. Под конец этого рассказа экскурсовод хитро прищурился и почти по одесски закончил: "И ведь никому не пришло в голову ,что конь Либуше пошёл просто по знакомой ему дороге!" Так мы и доехали до нашей первой остановки - замка Штернберга. Замок находился на мысе горы рядом с рекой в довольно живописной лесной долине. И хотя был уже Апрель лес вокргу скорее напоминал осенний. Пока мы поднимались по асфальтовой дорожке вверх к замку, наш экскурсовод (которого мы совершенно независимо с женой оба заподозрели в принадлежности к славномы роду геев ) рассказывал ,что замок очень древний и был возвдедён в 1241 году каким-то Здиславом из рода Девишевцев ,основавшим древнейший род Штенбергов и сменивший свою фамилию на название замка (меня это несколько удивило, но жена мне правильно обяснила: эта как фамилия взятая в честь имения ) Он также рассказал, что замок подвергался неоднократным нападениям и разграблениям , упомянув ,что многии чешскии замки подверглись разрушениям шведскими войсками в 17 - ом веке. На это мужик - всезнайка тут же прокомментировал : "Да что там шведы?! Мы их в это время били безо всяких проблем!". Но экскурсовод спокойно заметил : "Били-то мы их в восемнадцатом веке ,а это был ещё семнадцатый". Поднявшись к арочному входу мы вышли на площадку, где распожился небольшой сувенирный магазинчик, и какие-то люди начали уже готовить горячее вино. Жизнь в замке явно ещё только начиналась. Мы вошли посмотреть сувениры и там я услышал как всё тот же всезнайка расспрашивал о чём -то продавщицу. Через какое-то время он её спросил : "Скажите ,а виноград по чешски - это винница?". Та ,немного задумавшись, (видимо по-русски ей было всё же ни так превычно общаться ) ответила : "Нет ,не винница". Тогда тот спросил : "А как будет виноград?". Та опять почему-то задумалась , потом пожала плечами и ответила: "Да так и будет : виноград". Какая-то совсем молоденькая чешская девушка открыла замок специально для нас. И наш экскурсовод повёл нас по залам рассказывая о замке и его обитателях. Оказалось что с 1949 и по 1992 год замок был национализирован и экскурсии по замку водил сам потомок рода Штернберг. Но сейчас всё вернули откуда взяли и хозяин замка - 89-летний старик живёт на втором этаже, позволяя в других частях проводить экскурсию. Ето потомки - сын , у которого есть 15-летняя дочь - живут в Австрии. Название Штернберг (иногда почему-то пишут Штернберк ) произошло от герба рода ,на котором изображены звёзды (Штерн - по немецки звезда ). В целом замок состоял из бесчисленного количества комнат ( общую площадь которых даже никто никогда и не мерил), с картинами , миниатюрами , лепниной , красивой мебелью и старинной библиотекой. Всё это было красиво ,но впечатления замка не меня не производило (Позже я понял ,что замок этот я как-то недооценил и не досмотрел. На самом деле он прекрасен и внутри и снаружи ). В одном из залов экскурсовод обратил наше внимание на картину, изображавшую богато одетого уродца с длинным туловищем и короткими ножками: "Обратите внимание на портрет короля. Есть много домыслов по-поводу этой картины. Некоторые пологают, что такое изображение короля носит каррикатурный характер , ибо Штернберги его не любили за гугинотство. Другие считают ,что художник изображал как бы вид немного снизу и от этого получились такии странные пропорции. У меня на этот счёт есть своя собственная версия: он просто таким и был. Ещё удивила одна картина, написанная кем-то из семейства Штернбергов. Картина была недурна и изображала какое-то известное сражение , в котором сам автор не участвовал ,но изобразил себя в самом разгаре боя ,на коне, но без шляпы. Запомнился рассказ о том как в перепитиях революций - войн - погромов двадцатого века мать семейства Штернбергов спрятала всю посуду и уехала. Позже она умерла где-то на чужбине в нищете ,а посуду через многии годы случайно обнаружили в одном из подсобных помещений замка. А ещё одна из женщин этого рода сгорела из-за свечи (точнее , она писала письмо при свече , письмо случайно попало под пламя, возник пожар и несчастная сгорела ). Мы вышли из здания замка и стали спускаться с горы ,чтобы ехать дальше. Экскурсовод наш при первой же возможности доставал сигареты и закуривал. Получилось так что мы оказались с ним вдвоём и я спросил как он может запомнить такую бесконечную вериницу имён, цифр, событий. Он посмеялся и рассказал, что в голове у него есть где-то около сорока экскурсий, а все остальные он имеет в письменном виде и предварительно просматривает. Ещё он рассказал ,что русскии туристы бывают здесь в основном в Августе - Сентябре потому как весной в Чехии ещё недостаточно тепло ,а летом все русски едут в Турцию или Египет. По дороге в Кутна Гору наш гид начал рассказ о Чешском короле Карле Четвёртом, который ,как я понял, был новатором типа Петра Первого ,только не столь диким и сволочным ибо вырос при Французском дворе. Карл Четвёртый жил в четырнадцатом веке и благодаря своей дипломатической уступчивости сумел стать не только королём Чехии и Германии ,но и императором Священной Римской империи. Правда состоялся он только как король Чехии ибо занимался восновном только Прагой. Он создал судоходный путь от Влтавы до Эльбы, построил огромную по тогдашним временам часть Праги - Нове Место, создал первый в Европе Университет, при нём началось строительство собора Святого Вита ( ну уж что мост построил - это само собой ). Ещё экскурсовод рассказал нам ,что когда-то была выпущена карта Европы, где разные европейскии страны были как-бы разными частями тела и Чехии досталось роль сердца Европы. Затем он перешёл к повествованию о самой Кутна Горе - цели нашей поездки. Оказывается в 13 веке этот город был основным поставщиком серебра в Европу. А началось всё банально : какой-то манах уснул на холме и ему преснились серебрянные слитки. Когда ,проснувшись, он огляделся вокруг ,то действительно увидел их неподалёку. Тогда он снял с себя рясу ,чтобы отметить это место и найти его позже. Так появились серебрянные шахты. Город процветал до середины 16 века. К этому времени и шахты стали истощаться, и серебро перестало быть в такой цене, уступив золоту и город пришёл в упадок. Когда мы приехали, экскурсовод дал нам возможность, как говорят в армии, "покурить и оправиться".И сам же немедленно закурил. Вокруг него образовалась кучка людей. Разговор зашёл об изучении языков и наш всезнайка (почему-то перешедший с экскурсоводом на "ты", причём в одностороннем порядке ) вещал: "Знаешь как быстрее всего овладеть французским? Переспать с француженкой!". Нашим первым местом посещения стала Костница. Прошли мы к ней через небольшое кладбище, где на каждой плите было написано "Родина". Экскурсовод пояснил: Родина по чешски значит Семья. У Костницы есть своя история. Всё началось на этот раз с аббата ,который в 13 веке имел миссию в Иерусалим, привёз оттуда земли с Галгофы и разбросал её по местному кладбищу. В итоге быть похороненным там стало привилегией. Масса похороненых появилось после эпидемии чумы случившейся в Европе в начале 14-го века. Кладбище стало переполнятся. В итоге было решено выгребать старые кости и складывать их в церкви. Позже монастырь был закрыт и его имущество перешло к чешским богачам Шварценбергам, которые пригласили мастера резьбы по дереву, чтобы тот создал из этого страшного "материала" , что-нибудь эдакое. Я не могу сказать ,что на меня это всё произвело какое-то жуткое впечатление , нет. Я бы назвал моё ощущение - омерзением от увиденного. Мне тут же вспомнилось как в юности друг показал мне довольно толстую книгу с фотографиями ,которая называлась "Обыкновенный Фашизм". После этого просмотра мне никогда не хотелось посетить Германию. Нашему взору предстали гербы , люстры, узоры, убранство - всё из человеческих черепов и костей. Кроме того, там были какие-то груды черепов и костей за стеклом на подобии картины Верещагина "Апофиоз Войны". Как ни странно ,некоторые люди из нашей группы на фоне всего этого решили сфотографироваться. Когда мы оттуда вышли экскурсовод рассказал, что внутри этой Костницы находятся около тридцати тысяч останков людей. "Ну ведь это же кощунство!", - невольно воскликнул я. На что экскурсовод спокойно пояснил : "Мы просто привыкли неправильно относитья к смерти: смерть, на самом деле , это что-то обыденное. А потому , зачем её стесняться?". А кто-то из экскурсантов негромко сказал: "Если не нравится ,можно не смотреть". Я про себя подумал ,что дело совсем ни в том, чтобы не смотреть. Смотреть интересно на всё ,просто надо стараться давать правильную оценку увиденного. Для меня смерть человека - это что-то тайное, не подлежащее публичному осмотру. Недаром веками и даже тысячилетиями люди скрывали человеческии останки под землёй. А ещё экскурсовод сказал ,что скоро эту костницу закроют на рестоврациию потому ,что кости начинают разрушаться. (Дело в том ,что перед тем как использовать , эти кости обеззараживали в растворе хлорки ). Дальше мы последовали в Собор Святой Варвары (иногда её почему-то называют Барбарой). Строительство собора началось в четырнадцатом веке и задумывалось как самый большой храм на территории Чехии (больше чем Собор Святого Вита ). Однако из-за войн с гигенотами и отсутствием средств , стройку периодически откладывали и в итоге его достроили только в середине шестнадцатого века, смешав несколько разных архитектурных стилей в соответствии со вкусом времени ,и ,увы, меньшим по размерам ,чем Собор Святого Витта. Все католическии соборы для меня как толстовские счастливыи семьи : счастливы одинаково. То есть чисто внешне они все очень похожи ,но при этом практически каждый имеет какое-то своё собственное лицо. Так все они делаются с высокими лепными потолками, все они содержат большое количество ртазнообразных статуй и картин. В каждом конечно же присутствует орган. Но практически в каждом из них есть какая-то пусть и маленькая ,но особенность. Особенностью храма Святой Варвары была скульптура ,изображающая горняка (по простому - шахтёра ). Дела в том ,что Святая Варвара считается покровительницей шахтёров. Кутна Гора был городом шахтёров ,добывающим серебро, отсюда и пошло ,что Святая Варвара - покровительница города. В Соборе было холодно. И экскурсовод сказал : "Меня часто спрашивают: А стоит ли ходить на вечернии концерты органной мызыки в Праге?". На это я всегда отвечаю : "Конечно, стоит...,если Вы уверены ,что сумеете просидеть полтора часа в холодном погребе. Ведь органисту легче : он хотя бы двигает двумя руками и ногами весь концерт". Ещё он рассказал ,что туристы часто интересуются до чего в Праге можно коснуться на счастье. Когда-то он рассказывал о всяких там скульптурах. А потом со временем развития туризма в городе, таких мест становилось всё больше и больше и теперь он решил говорить ,что в Праге до чего не дотронешься всё на счастье. Дальше мы вышли на какую-то площадь ,на которой стояли скульптуры - копии скульптур на Карловом мосте. Вдалеке виднелись рижскии шпили. Городок был маленьким - двадцать тысяч жителей. Экскурсовод дал нам возможность немного погулять по его узким мощёным булыжниками переулкам. Мы зашли в местный магазин игрушек и купили ребёнку какие-то раскраски. Потом нашли магазин канцеваров и я радостно купил себе кохиноровских карандашей и ластиков со слоником. Жена удивилась : "Зачем это тебе?". "Как зачем?! Ностальгия по советским институтским годам!", -пояснил я. Отобедали в каком-то небольшом кафе взяв сэндвич с чешской колбаской. Продавцы хорошо понимали по английски ,но лишь угадывали русский . Обратно в Прагу ехали уже молча. Экскурсовод разговаривал с шофёром по -чешски. Получалось странно: сперва шла фраза практически по-русски, а потом сразу несколько фраз ,которые я совершенно не понимал. Через некоторое время меня сморило и я уснул. В самый последний день нам захотелось просто пройтись по разным местам города ,чтобы получше их запомнить и проникнуться духом Праги. Мы решили не переходить Карлов мост (в этом случае мы бы попали в уже исхоженное нами Старое Место), а пойти по районы Градчаны (это тот район ,где находится Пражский Град ). Так неожиданно мы оказались у стен Страговского монастыря. Монастырь был построен в в середине 2 века орденом монахов премонстрантов. Правда потом он постоянно перестраивался из-за пожаров , гуситских войн и просто войн. В целом монастырь представляет собой большой замкнутый двор, в зданиях которого расположены музеи. Первым делом мы пошли в библиотеку монастыря ,в которой есть книги аж 12 века и которая насчитывает порядка ста тридцати тысяч книг. (для сравнения: московская ленинка содержит порядка 20 миллионов. То есть в среднем по 2 книги на жителя города, включая мигрантов из Кавказа ) Эта библиотека неоднократно подвергалась разрушениям и расхищениям ( в частности шведами) , но каждый раз восстанавливалась. В целом внутри она показалось не столь большой (ну явно меньше всё той же ленинки ) ,сколь красивой. Более старый Теологический зал был заполнен коричневыми забитыми книгами полками по стенам и великолепными белой лепнины потолками с картинами. Он напомнил мне Ватиканскии залы, которые мы видели во время нашей поездки в Рим.. Второй , более новый - Философский зал состоял из тёмно коричневых , красивых деревянных полок с резными украшениями и небесной картиной ,изображающей каких-то людей по периметру потолка . Тут мне вспомнилась библиотечная комната моего друга Лёши , который отдал за её благоустройство шестнадцать тысяч долларов (там у него есть даже лестница на самые верхнии ряды книг под высоким потолком, эта леснтица ездиит вдоль стены на специальных полозьях. Когда -то это была библиотека моего отца. Когда мы уезжали из Москвы ,нам с ней пришлось расстаться и я был рад ,что она досталась ни кому попало ,а человеку ценящему книги ). Один вид такого огромного количества книг привёл меня в восхищение. Следующим был Музей Миниатюр. Название какое-то никакое и я сперва даже не был уверен, что я хочу туда идти. Смотритель музея оказался русскоязычным. Жена спросила его ,а в какую сторону идти к художественной галерее. Он беззлобно ответил : "Да не знаю я. Все меня тут чего-то спрашивают как будто я всё вокруг должен знать". А потом добавил: "Но чаще всего спрашивают туалет". Кругом стояли микроскопы ,напомнившие мне урок батаники в 5- ом классе средней школы. Но когда я туда взглянул, то ахнул: там был целый мир Лесковского Левши. Лишь под микроскопом можно было увидеть автомобиль на ножке комара, паровозный состав ,уместившийся на волоске, портреты Пушкина и Чехова на маковом зёрнышке, лик Христа на рисовом зёрнышке, копии картин Рембранта и Леонардо Да Винчи, выполненные на косте мамонта размером деясять на десять миллиметров. Одна из работ - самая маленькая в мире книга - 0.9 на 0.9 миллиметра - рассказ Чехова "Хамелеон". Но больше всего поразил караван верблюдов помещённый в игольное ушко. Тут же в голове промелькнули строки из Евангелия : "Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие Небесное". Работы выполнены двумя сибиряками. Большую часть изготовил художник Анатолий Коненко, остальное - Николай Алдунин. Всё то время ,которое мы находились в музее, служитель не отрываясь смотрел какой-то переводной западный сериал дешёвого пошиба. На экране пахабного вида мужчина и женщина бесконечно выясняли отношения. "Ты последняя шлюха!", - кричал герой своей спутнице. "А ты в постеле вообще никакой!", - парировала та. Я сперва хотел его что-то спросить о музее ,но потом передумал: Пусть себе смотрит! Наконец мы добрались до художественной галереи ( Страховска Образарня ). Некоторые люди почему-то считают ,что если они были в Эрмитаже или даже в Лувре ,то тратить время на другии музеи уже не имеет никакого смысла. Мне же всегда хочется увидеть живопись разных стран и разных художников. А иногда и тех же самых ,давно уже известных мне художниов , в разных странах. Каждая большая коллекция картин по своему уникальна. Страговская галерея была создана в 18 веке и содержит лучшие произведения художников 14-19 веков. Там выставлено совсем ни так уж и много работ ( из той тысячи полотен ,которые ей принадлежат ). Но все картины действительно прекрасны. Галерея расположена на террасе здания. Тематика картин как и всего искусства в Праге - Евангельская с небольшим добавлением портретно-исторической темы. И краски все (не смотря на время создания полотен ) ну такие сочные : красные, синии, белые. И наконец среди прочих работ я нашёл своего любимого Лукаса Кранаха Старшего - "Юдифь" и "Мадонна среди святых" и все ,конечно же, рыжеволосые. Большинства художников я не знал,но оценил по достоинству (некоторые авторы и были подписаны как неизвестные с указанием школы ). Затем мы увидели несколько изображений великана с клюкой, который переносит через реку. мальчика, сидящего у него на плечах И я вспомнил рассказ вчерашнего экскурсовода о Святом Христофоре. Это был свирепый римлянин огромного роста ,который хотел служить самому могущественному человеку в мире. Сперва он служил царю ,но потом узнал ,что тот боится дьявола. Тогда он начал служить дьяволу ,но узнал , что тот боится креста. В итоге какой-то монах подсказал ему пойти к бурной реке. Там маленький мальчик попросил перенести его через реку. И пока он нёс его на плечах , мальчик становился всё тяжелее и тяжелее. Потом мальчик сказал ему, что он Христос, а тяжёлый он потому, что несёт все тяготы мира. Христофор - значит несущий Христа. Кроме того он ,по словам нашего экскурсовода стал символом мореплавателей ("Отсюда и Христофор Колумб" , - почему -то добавил он ). Раньше Святой Христофор изображался собакоголовым (кинокефалом), но в 18 веке такие его изображения были запрещены церквью. Когда мы вышли на площадку перед монастырём , я увидел как мне показалось, самый лучший вид Праги: со всеми её костёлами, замками , зданиями с волнами красных черепичных крыш и фальшивой Эйфелевой башней. Согласно справочнику ближайшей от нас достопримечательностью был дворец Штернберга (всё того же Штернберга , в замке которого мы были за день до этого по дороге в Кутна Гору). Дворец был построен в самом начале18-ого века в стиле барокко. Сейчас на его трёх этажах размещается коллекция картин старых европейских мастеров из национальной галереи а внутри небольшого квадратного двора - скульптуры. Картины там как-то очень хитро расположены по странам авторов,но мы это не смогли как следует проследить. По времени написания живопись захватывает диапозон от 15 до 19 -го века. А по странам и стилям представляет испанцев, немцев, австрийцев, фламандцев, голландцев, италянцев, французов. Служители музея были пожилыми интеллигентными людьми в слегка помятых костюмах, которые не знали ни английского ,ни русского, поэтому не мешали нам фотографировать картины, хотя это было запрещено. Везде пахло свежими красками потому, что почти в каждом зале сидел молодой художник и делал копию картины "в полный рост". Этот запах у меня навсегда завязался с домом художника Ватагина, куда в детстве я часто ходил, когда жил летом в Тарусе. Все картины были замечательными. Там было несколько мужских портретов Рембрандта, "Страдания Святого Фомы" Рубенса, "Молящийся Христос" Греко ( В Греко меня всегда удивляет то, что его работы , написанные во времена Ивана Грозного, выглядят как современные). Наконец мой любимый Лукас Кранах Старший - "Адам и Ева" и "Благовещенье" . И вдруг впервые в жизни я увидел работу Лукаса Кранаха Младшего "Портрет женщины" и "Портрет Мужчины". Мы пытались догадаться как они поняли ,что это работа младшего, а не старшего (их полотна практически неразлечимы даже для специалистов ) . Отгадка была простой : на картине указан год -1566. В это время Лукас Кранах Старший уже умер. Другая работа Лукаса Кранаха Старшего называлась по чешски "Старый Посетитель", а по английски более лаконично - "Старый Дурак". На ней старый человек целовал рыжеволосую девушку ,а она в это время залезала в его сумку. Ещё одна его картина называлась "Закон и Милость". Картина изображает голого мужчину ,которому два человека указывают на распятие. Где-то слева на заднем фоне изображены Адам и Ева со змием, а над ними Моисей получающий в руки скрижали. Картина объясняет какие-то лютирнаскии идеи ( Лукас был другом Лютера, присутствовал на его венчании и даже был крёстным его ребёнка). Вечером мы заказали себе такси (До конца дня всё надеялись ,что кто-нибудь ещё из отеля поедет в аэропорт и мы сможем поделить с ними цену проезда. Но к нашему удивлению больше никто не ехал). Рано утром (ещё до официального завтрака ) мы встали, отметились как отбывшии и всёже получили ранний завтрак и кофе (жаль ,что не прямо в постель, но всё равно хорошо ). До этого мы прочитали в отзывах,что многих туристов в поездке до аэропорта пытаются надуть. Так один человек рассказывал, что таксист по дороге завёз его в какие-то красивые места, а потом хотел "счаржить лишнии баксы" . Поэтому я сперва насторожился , когда за нами приехал эдакий стриженый браток на серебристом "мерине". Но первое впечатление оказалось обманчивым : он был приятным в общении , весёлым парнем с хорошим английским. Выяснилось ,что его мама давно живёт в Колорадо. "А что же Вы тут делаете?", - невольно спросила жена. На что тот улыбнулся и спокойно ответил : "А Вы думаете все должны жить в Америке?"
Пражская Весна 2013-го года (окончание)
-
Как я пытался обрести квартиру в Москве.
В детстве я пусть и испытывал неудобство в том, что живу в проходной комнате, но ещё не понимал, что это по существу тупик моей жизни. Когда я уже…
-
Что такое балет и зачем он вообще нужен.
"А так же в области балета мы впереди планеты всей" Юрий Визбор Вообще балет штука специфическая, он является наиболее утончённым…
-
Сравнение Краснодара РФ с Филадельфией США.
Признаюсь сразу: я выбрал Краснодар по той единственной причине, что там живёт моя первая любовь. Правда жена меня всегда поправляет: она живёт не…
- Post a new comment
- 20 comments
- Post a new comment
- 20 comments
-
Как я пытался обрести квартиру в Москве.
В детстве я пусть и испытывал неудобство в том, что живу в проходной комнате, но ещё не понимал, что это по существу тупик моей жизни. Когда я уже…
-
Что такое балет и зачем он вообще нужен.
"А так же в области балета мы впереди планеты всей" Юрий Визбор Вообще балет штука специфическая, он является наиболее утончённым…
-
Сравнение Краснодара РФ с Филадельфией США.
Признаюсь сразу: я выбрал Краснодар по той единственной причине, что там живёт моя первая любовь. Правда жена меня всегда поправляет: она живёт не…