Andrey Krasnov (grigoriyz) wrote,
Andrey Krasnov
grigoriyz

Categories:

Поездка в Россию.Петербург.Валаам.

  На остров Валаам мне хотелось попасть уже давно. Но всё никак не получалось:
путь туда слишком долог. Сперва надо было сесть в какой-то экскурсионный автобус,
три часа ехать до Приозёрска, а потом ещё долго тащиться на пароходе. Да и стоимость,
как сказала одна моя питерская приятельница, приближается к стоимости поездки из
России за границу.

  Но в этот раз я заранее сговорился со своим питерским другом, он заказал нам 
экскурсию и мы на его машине поехали в Приозёрск к самому Ладожскому озеру. Любопытно
было увидеть Карелию. И тут же всплыла песня советских времён : "Долго будет Карелия
сниться, Будут сниться с этих поp Остроконечных елей ресницы Над голубыми глазами озер.".
Так оно ,оказывается, и есть: там много красивых озёр ,окружённых хвойным лесом.



  Из Петербурга до Новоозёрска ехать примерно сто сорок километров на север. Дорога на 
шоссе сперва была очень хорошей, но потом закончилась и перешла в обычную. Часто машины
впереди ехали очень медленно. Иногда мой друг обгонял их по встречке, что, конечно же, 
было рискованно. 
  Приехав, мы перекусили в машине ,попив ароматный чай из термоса, и двинулись к небольшой
конторке на берегу - представительсву Валаамского монастыря. Там нас послали к капитану
(Как выяснилось , там у всех строго разграниченный зарабаток. При этом никаких билетов
и оплата наличными).  Какой-то мужичок нашёл нас в списке и сказал, что ,когда приедем,
он нас отведёт к экскурсоводу. Мы прошли на ракету (метеор) под названием "Патриарх 
Алексий Второй"(Все метеоры имели имена кого-либо из известных монахов).
   Мы ехали где-то полтора часа и даже успели слегка вздремнуть в дороге. Интересно ,что
некоторые из поломников начали выпивать ещё даже до посадки на метеор. Так что, когда
мы вышли на берег, у большинства было приподнятое праздничное настроение.
  На пристани нас по списку передали экскурсоводу - молодой симпатичной ненакрашеной
девушке в длинной юбке и платке. Светловолосая , голубоглазая стройная с красивыми руками,
она походила на девушку, сошедшую с полотна Глазунова. На шее у неё весела табличка ,где
она значилась Прохоровой Татьяной Ивановной, но все её сразу же стали называть просто Танечкой.
Экскурсоводом она была очень хорошим, явно знающим тему и легко отвечающим на любые вопросы. 
Создавалось впечатление, что она здесь прожила долгии годы.
 У самого причала находится часовня иконы Божьей матери "Всех скорбящих Радость".
Мы проходим мимо неё и торговых рядов с дорогими сувенирами и поднимаемся вверх по гранитной
лестнице  к монастырскому саду. Слева какая-то пожилая женщина торгует фруктами
и приговаривает покупателям: "Берите больше! Тут все обычно сразы на тысячу рублей набирают".
  Оказалось ,что Валаам - это архипелаг пятидесяти мелких островов. Название это на финском 
означает высокая земля. Остров возвышается на 42 метра над уровнем воды. Длина его около десяти 
километров, ширина - шесть. Монастырь был создан примерно в десятом веке, но чётко 
документированная его история начинается с четырнадцатого. Почва здесь каменистая, 
земля глубиной всего в 20 сантиметров. Но тем не менее монахи активно выращивали фрукты, 
овощи и даже арбузы. Причём землю сюда возили с материка.



  Строительство здесь тоже проводилось собственными силами: привозить на остров стройматериалы
было задачей маловыполнимой, поэтому Валаам жил своим отдельным хозяйством. Строительством 
руководил в восемнадцатом веке иероманах Назарий. В девятнадцатом веке в течении сорока двух
лет настоятелем обители был игумен Дамаскин. На это время приходится самый расцвет монастыря: 
ведётся активное строительство, садоводство и овощеводство, устанавливается более суровый 
режим для братии. При этом игумене устанавливается интересное правило - фотографировать 
каждого монаха обители.
 С 1993 года монастырём руководит епископ Троицкий Панкратий, являющийся викарием 
(помощником, наместником) Патриарха.
  Потом мы вышли к часовне во имя Божей матери "Знамение", построенной архитектором
Горностаевым и остановились около обелиска из чёрного камня ,где высечены все высочайшие
особы побывавшие на острове. Насколько я помню, там было описано семь посещений.
Первым - прибытие на остров Александра Второго с супругой. Экскурсовод  рассказала,
что император прибыл сюда инкогнито в бурю и его сперва даже не признали.
  Мы шли какими-то тропинками и дорожками. Прошли мимо огромного памятника Андрею 
Первозванному, который установил на «горах Валаамских» каменный крест. Памятник новый, 
его установили только год назад. Вообще на территории острова курить и пить воспрещается, 
но напротив этого памятника создано специальное курительное место с лавками и урнами.
  На Валааме везде вокруг идёт активное строительство, кругом тракторы и другая техника.
Машины так и снуют. В хорошие времена на острове жило тысяча монахов, а сейчас только
сто восемьдесят восемь. Но есть ещё и какие-то остатки местного населения ,которые никак
не выкорчуют и не отправят жить в мирской район.Ещё есть так называемые "трудники", по
простому послушники, которые бесплатно трудятся с мыслью в дальнейшем стать монахами.
Ну а ещё наблюдаются просто рабочие, которые периодически пьют водку и громко через
слово  беззлобно ругаются матом.



   После революции Валаам отошёл Финляндии и был в её составе до 1940-го года. Потом
доблестные советские войска разгромили тут финов ( в целом , правда, войну безжалостно
проиграв)  и территория отошла к Советскому Союзу. Большинство монахов бежали вместе
с финскими войсками. А на терриртории монастыря была организована боцманавская школа.
Курсанты развлекались ,стреляя из доховушек в иконы и проделывая там дыры. Позже всех
воспитанников школы бросили на защиту Ленинграда. Практически все из них погибли.
Вообще странно было слышать ,что эту землю бомбили советские войска, используя в 
качестве ориентира купола собора (поятому-то собор и не пострадал)
  После войны на Валааме был Дом Инвалидов. Туда со всех концов России свезли инвалидов
войны дабы они своим видом не порочили облика советского воина-освободителя (многие
из них были просто обрубками людей, которых выставляли на улицу просить милостыню).
Сразу вспомнился некогда популярный рассказ Юрия Нагибина "Терпение". Этот Дом 
Инвалидов просуществовал там аж до 1984 года. Экскурсовод рассказала, что в жаркие
летние дни эти обрубки людей просто вывешивали в гамаках на деревьях. И что интересно,
их тоже было около тысячи как некогда монахов.
  Затем мы подошли к главному зданию - Спасо-Преображенскому собору. Снаружи он выглядит
как единая церковь. Но на самом деле там два этажа, на каждом из которых, свой предел. 
Верхний - Преображения Господня  и нижний (более старый) - преподобных Сергия и Германа
Валаамских - основателей монастыря . Их жития из-за частых набегов и разграблений шведов
не сохранились. Но мощи покоятся глубоко под престолом. Внутри всё выглядит очень красиво,
хотя многое было восстановлено с нуля. Но снаружи краски кажутся слишком яркими.





  Потом нас повели послушать церковный хор, что было очень красиво, но не 
захватывающе. После этого нас ждал обед в трапезной. На первое был довольно
вкусный гороховый суп. Ещё был какой-то милый компот, коего я отведал аж 
несколько стаканов. Всё остальное было незначительным.



  Группа у нас была очень своеобразной - семьи с детьми ,да пьяницы (причём
некоторые из них были тоже с детьми). Один из них был очень бойкий ушастый
как чебурашка мужичок - балагур лет около пятидесяти. Несмотря на предостерегающие
надписи , он бойко разливал спиртное своим товарищам . После обеда вся эта компания 
и некоторые семьи с детьми,вежливо попрощавшись от нас отделилась.
  Когда мы спустились из трапезной, внизу ждал ещё один сюрприз - юнисекс туалет (общий
для мужчин и женщин). Такого я ещё нигде не видел, только слышал ,что это дело скорого
будующего. Заходишь в туалет ,а там общии кабинки, стены которых даже до потолка не 
достают и умывальники. Так что Валаам оказался на пике прогресса.
  Уже немногочисленной группой по пылной дороге, по мосткам мы пошлил к скиту святителя
Николая. Скит - это небольшой монастырь. Что-то промежуточное между большим монастырём
и жилищем монаха - отшельника. Этот скит расположен на отдельном острове - Никольском.
Идти туда примерно полтора километра. По дороге видим какое-то современное здание. 
Экскурсовод объясняет - это здание ,построенное инвестором. Несмотря на то ,что оно не 
вписывается в общий вид, пришлось пойти на уступки. Дальше видим строительство каких-то
новых скитов. Зачем они нужны не совсем понятно.Мимо проходили другие группы в 20 и 
более человек. В основном они были чисто туристическими, но попадались и настоящии 
поломники, приезжающии на несколько дней и участвующие в службе. Как правило, это 
пожилые женщины. Говорят ,что за лето здесь бывает около сто тридцати тысяч туристов.
Правда как их здесь подсчитывают не совсем ясно.



  Место где стоит Никольский скит очень живописное. Раньше туда можно было добраться
только по воде, но в советское время скит использовался как психиатрическая больница и
к нему были построены мосты.
  Когда-то там находилась резная скульптура Святителя Николая во весь рост, но позже она ,
конечно, была утеряна. А создал скит всё тот же  архитектор Горностаев. Рядом стоит большой
поклонный крест, на котором изображены символическии орудия страсти и петух в качестве 
символа Воскресения и отречения апостола Петра. Оказывается ,как рассказала Таня, наклонная 
перекладина на Православном Кресте указывает на двух разбойников распятых с Христом - 
хорошего - вверх и плохого - вниз. Никогда об этом не знал или забыл.
 В этом ските раньше жило двенадцать монахов , которые занимались рыбной ловлей и
проводили таможенный досмотр перед въездом на остров ( когда-то сюда запрещалось
ввозить спиртные и табачные изделия).
  На этом наша экскурсия закончилась и у нас оставался час до отплытия метеора. Мне 
захотелось вернуться в Спасо-Преображенский собор, чтобы спокойно безо всяких экскурсий
помолиться. Мы с другом двинулись в обратную сторону. В соборе я заказал сорокоуст для
своей самой маленькой дочки, поцеловал престол, скрывающий мощи преподобных Сергия и Германа
помолился иконам. Краем глаза я видел как наша девушка - экскурсовод в молитве перед иконами
обошла весь храм. 
  К сожалению свечи там принято зажигать только во время службы, поэтому я просто положил
их незажёнными на подсвечник.



  В итоге мы провели на острове порядка шести часов: прибыли в двенадцатом часу дня,а 
уехали в половине шестого вечера. А ощущение было такое словно заехали на час.



 На обратном пути мы с другом оба заснули и проснулись уже, когда метеор причалил 
к пристани. Когда отъезжали с парковки , заметили , что наша экскурсовод Таня вместе с 
какой-то женщиной (как позже выяснилось , это была её мама) ищут машину. Мой друг предложил
их подвезти, и те сели на заднем сиденье. Выяснилось ,что они живут в Москве и только на месяц
отпуска летом приезжают в эти места. Я рассказал ,что тоже родился и вырос в Москве, но 
потом оттуда уехал. "В Петербург?", - поинтересовалась Таня. "Нет, много дальше - в США ", - 
улыбнулся я, - Кстати , у меня в Москве живёт дочка примерно Вашего возраста". Но она 
больше уже ничего не спрашивала. Мама её была явно очень верующей женщиной. Из тех ,которые
проводят в церкви всё свободное время и уже начинают даже говорить с какими-то особыми, присущими
церкви интонациями. Дочка с ней разговаривала довольно строго , иногда укоризненно.
Чувствовалась ,что в какой-то момент мать и дочь поменялись ролями. Ехать им надо было 
до ближайшей станции. Старшая женщина сказала: "Сейчас как доедем, надо быстро купить 
билеты пока не прийдёт электричка". На что дочь ответила: "Мама, ты что из-за одной 
остановки будешь билет покупать?!"

  Когда они вышли мой друг рассмеялся и сказал: "Знаешь, эта Таня мне напомнила один 
анекдот". "Какой?", - поинтересовался я. И он рассказал :
"Молодая, симпатичная девушка приходит в церковь, подходит к священнику. На ней ни 
макияжа, ни бижутерии, одежда консервативно-строгая. Потупив голову, спрашивает:
- Батюшка, а как вы понимаете концепцию протеирея Феофана о социально-патриархальном
единении души человека с Господом Богом на основании его религиозных воззрений, высказанную
для русской православной епархии в Париже?
Батюшка (с ужасом): - Замуж, дура! Срочно замуж!!!"

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments