В детстве я жил в доме ,расположенном в Савельевском переулке. Это в 10 минутах от м.
Кропоткинская. Адрес даже до сих пор помню (так как родители боялись ,что я потеряюсь,то
очень рано заучили его со мной): Савельевский переулок дом 9 квартира 22.
Смутно помнится как на празднике по набережной Москвы реки проходили танки и я вместе с
родителями ходил на них смотреть.
А ещё вспоминаются детские прогулки вокруг бассейна Москва, где раньше стоял Храм Христа
Спасителя. И теперь стоит.
А первой церквью ,которую я в своей жизни увидел была церковь в Обыденском переулке. Как мне
сейчас помнится, надо было с Савельевского переулка свернуть в какую-то тёмную арку и там
дворами выйти прямо к её входу.
Смутно как-то помнится из детства ,что какие-то люди выходят со службы, но что было внутри
не помню.
Много позже (будучи уже взрослым) я заходил внутрь и нашёл её красивой ,но достаточно
маленькой.
Стало тут как-то интересно найти историю этой церкви.Поискал я в Интернете ,кое-что нашёл и
скомпонавал это (лишь слегка подредактировав) в единый текст.
Получилось следующее.
ИЛЬИНСКИЕ ХРАМЫ СТАРОЙ МОСКВЫ
Основание в Москве церквей, освященных во имя ветхозаветного св. Илии Пророка, началось в
глубокой древности. Святой Илия, родившийся за 900 лет до Рождества Христова и чудесно
вознесшийся живым на небо в огненной колеснице, издревле почитался помощником в страшном
бедствии - засухах, грозивших голодом и войнами, и ему молились о даровании дождя. Люди
просили защиты святого и во время гроз. В этот августовский день уже ощутимо приближение
осени и становится заметно темнее по вечерам. Отсюда явилась народная поговорка-примета
"Илья Пророк два часа уволок".
Самая знаменитая и, по негласной традиции, главная Ильинская церковь Москвы - это церковь
св. Илии Обыденного на Остоженке ( совсем недалеко от метро "Кропоткинская"), которая
возвышается рядом с домом Перцова напротив храма Христа Спасителя. Она - следующая по
известности московская приходская церковь после "Большого Вознесения" у Никитских ворот, и
тоже любимый храм московской интеллигенции.
История ее основания овеяна легендами. Местность, где была выстроена эта церковь, только в
XVII веке стала называться "Остожьем" - тогда здесь простирался царский заливной луг и
стояли стога душистого скошенного сена. Ильинская церковь появилась здесь гораздо раньше. Ее
основание московские легенды иногда приписывают древнему князю, который однажды попал в этих
краях в сильную грозу. Он дал обет, что если останется жив, то за один день построит
деревянную церковь во имя Илии Пророка. Другая версия гласит, что храм мог появиться по
обету во время сильной засухи, когда всем миром молились о даровании дождя.
Есть ещьё придание,что первая деревянная церковь была возведена в 1592 году за один день по
обету Василия III.
Так или иначе, но сохранившееся древнемосковское название храма "Обыденный" достоверно
свидетельствует о том, он был изначально деревянным и построен по обету за один день - "об
един день". Историки приблизительно определили дату его основания - конец XV или XVI столетия.
Деревянная Ильинская церковь уже упоминается в летописных повествованиях о славных битвах и
победах русского войска в 1612 года. В августе того страшного и судьбоносного для России
года войско князя Пожарского расположилось у Арбатских ворот. А рядом с Ильинским храмом
находился его штаб - отсюда князь с воинами переправились в Замоскворечье и там бились
насмерть с гетманом Ходкевичем, стремясь не допустить его армию на помощь к осажденным в
Кремле и Китай-городе польским интервентам. А знаменитый келарь Троице-Сергиевой Лавры
Авраам Палицын совершил у храма молебствие "о побеждении на враги".
В деревянном Ильинском храме любил молиться и царь Алексей Михайлович, останавливаясь по
пути в Новодевичий монастырь. Молились здесь и патриархи - с крестным ходом из Кремля они
шли в скромную московскую церковь просить о даровании дождя в засухи.
И только в 1702 году с благословения митрополита Стефана Яворского, будущего местоблюстителя
патриаршего престола петровских времен, думный дьяк Г.Ф. Деревнин построил здесь первую
каменную Ильинскую церковь с семиярусным иконостасом - редкий памятник архитектуры
петровского барокко. Этот стиль появился в начале XVIII века и выразил в себе новые веяния,
которые несла в Россию эпоха Петра I: с одной стороны, ясность, правильность,
рациональность, логичность, а с другой - романтика. Создавался образ скромного, практичного,
а вместе с тем нарядного здания. В это время появляются церкви типа "корабля", отдаленно
схожие с базиликальной композицией храма: колокольня, удлиненный притвор и сам храм
помещаются на одной вытянутой оси. До нашего времени не сохранился изначальный облик
каменной Ильинской церкви: известно, что она была очень маленькая, и в ней помещалось
немного народу, поэтому в 1866 - 1868 г.г. архитектор А. Каминский, зять знаменитых братьев
Третьяковых, значительно перестроил ее и расширил, соорудив трапезную и новую изящную
колокольню. А Третьяковы сделали крупные пожертвования на благоустроение Ильинского храма -
брат коллекционера, городской голова Сергей Михайлович Третьяков сам жил неподалеку от
церкви на Пречистенском бульваре и не раз посещал ее.
Племянница и крестница Михаила Булгакова Елена Андреевна Земская вспоминает о заочном
отпевании Михаила Афанасьевича в церкви на Остоженке (храм св. Илии Обыденного - ближайший
действующий храм к тому месту, где был снесен храм Христа Спасителя). В семейном предании
совмещение заочного отпевания с кремацией, на которой настоял сам Булгаков, объясняется тем,
что писатель избрал кремацию, чтобы не повредить близким. Показательны слова жены писателя
Е. С. Булгаковой: "многие меня упрекали - как я могла так хоронить верующего человека".
В Ильинском храме хранятся бесценные святыни, памятники русской культуры и истории. В
местном чине иконостаса - "Нерукотворный Спас" и Казанская икона Божией Матери XVII века
письма Симона Ушакова, перенесенные еще из деревянного храма. Здесь же у левого клироса
находится очень чтимый в Москве чудотворный образ Божией Матери "Нечаянная радость" -
главная святыня Ильинского храма. Есть легенда о том, что от иконы "Нечаянная радость"
чудесно получил помощь на фронте Патриарх Пимен. Эта икона изначально находилась в
кремлевской Благовещенской церкви в Тайницком саду, после ее разрушения была передана в
церковь св. Власия у Пречистенки, а затем оказалась в храме Воскресения в Сокольниках, куда
в советские годы передавали все чудотворные и наиболее чтимые иконы из разрушенных
московских церквей. В Ильинский храм образ был передан после ликвидации обновленческого
раскола в обмен на копию (этот список и хранится сейчас в Петропавловском приделе
Сокольнического храма напротив Иверской иконы). А у правого столпа при входе в Ильинский
храм находится дивный образ Спасителя, написанный митрополитом Серафимом (Чичаговым).
Одна из местных особенностей храма, о которой остались воспоминания его прихожан - на
Страстной неделе духовенство служило здесь не в черных ризах, а в темно-лиловых.
C года «великого перелома» стали стремительно закрываться и разрушаться церкви. К 1941 г.
в Москве их осталось около 30. В 1930 г. колокольный звон в Москве был запрещен. И хотя храм
чудом уцелел, он все же пострадал в эту черную годину русской истории - на его колокольне
выломали часть решетки и через зияющий провал сбрасывали на землю колокола. А во время войны
храм повредила бомба, но его быстро восстановили, и богослужения продолжались даже при
воздушных тревогах.
Храм не закрывался в советское время, хотя вопрос об этом поднимался несколько раз, и по странному
совпадению, всегда на Крестопоклонной седмице. И только после возобновления патриаршества в
1943 году попытки закрыть Ильинскую церковь прекратились. Поскольку он был одним из немногих
действующих в те тяжелые времена храмов, на Пасху в нем собиралось множество людей. В целях
антирелигиозной пропаганды в толпу специально подсылали группу хулиганов, которые свистели в
храме и толкали людей, пытаясь помешать богослужению, осквернить чувства верующих, создать
сумятицу, панику и давку.
Протоиерей Михаил Ардов в своей книге "МеЛоЧи арХи...,ПрОто...и просто иерейской жизни"
упоминает следующее :
"Один старый москвич рассказал мне о трагикомическом происшествии, которое было в знаменитом
храме Илии Обыденного 14 мая 1946 года — на день иконы Божией Матери “Нечаянная радость”.
Там служил Патриарх Алексий, а с ним протодиакон Николай Парфенов. В самом конце
провозглашаемы были уставные многолетия. Помянувши Патриарха, отец протодиакон, отличавшийся
сильным голосом, продолжал:
— Богохранимей стране нашей, властем и воинству ея, первоверховному вождю...
Но не успел он произнести имя “первоверховного вождя”, как стоящая у амвона женщина завопила
на весь храм:
— Не сметь поминать христопродавца! Не сметь!
И она принялась плевать протодиакону в лицо.
Тот опешил, умолк... А она продолжала вопить и плеваться:
— Не сметь!.. Не сметь!.. Не сметь!..
Опомнившись, протодиакон буквально заорал:
— Многая лета-а-а!..
Это подхватил и хор, но они так и не смогли заглушить пронзительный женский крик:
— Не сметь молиться за христопродавца!.. Не сметь!..
Показательна была реакция присутствующих.
Настоятель храма сделался белым, как полотно, а молящиеся стали пятиться от солеи и
разбегаться. В дверях началась давка, но по счастию был открыт и боковой выход, так что
увечий не было.
Окончилась эта история по тем временам вполне благополучно: женщину объявили сумасшедшей, и
даже отец настоятель остался на своей должности."
СВЯТЫНИ ХРАМА:
Икона Божией Матери "Нечаянная Радость" из Кремля - чудотворный образ (оригинал)
"Милостивая" из Зачатьевского женского мон.,
Владимирская икона Божией Матери (1688 г.),
Иконы местного ряда иконостаса, написанные еще для деревянного храма - Спас Нерукотворный,
Казанская икона Божией Матери, Усекновение главы Иоанна Предтечи (все - сер. XVII в., Симон
Ушаков и его ученики),
Спас Нерукотворный из Барыковской богадельни,
Иконы сщмч. Ермогена, прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского с частицей мощей,
Ковчеги со свв. мощами.
В храме также есть иконы:
Св. Троицы (XVII в.), два Распятия.
Писанные на холстах иконы Спасителя и преп. Серафима работы сщмч. Серафима (Чичагова).
Божией Матери: Успения (XVII и XVIII в.), Неувядаемый цвет (XIX в.), Утоли моя печали,
Федоровская (нач. XVII в.), "Державная", "В родах помощница", Иверская, Смоленская,
Скоропослушница, Тихвинская, Елецкая, "Взыскание погибших", "Всех скорбящих радость",
"Троеручица", "Споручница грешных".
сщмч. Ермогена, сщмч. Антипы Пергамского (XVI в.), преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима
Саровского,
свт. Николая, прор. Илии, Всех Святых, вмч. Пантелеимона, вмч. Георгия, мч. Вонифатия, мч.
Трифона, мч. Иоанна Воина, мц. Екатерины, мц.Варвары, блгв. кн.Даниила Московского и др.
Подробно о храме и его настоятелях читайте на:
http://developer.pfu.edu.ru/~dchechuy/old/
Использована информация со следующих сайтс:
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/svmos-ilia.htm
http://acn.waw.pl/pkozar/family/akoz/zvuki.htm
http://www.radonezh.ru/all/gazeta/?ID=1131
http://koinonia.orthodoxy.ru/stilya.html
http://www.msk.hop.ru/refer/100.htm
http://holmogorov.rossia.org/libr/ardov/3.htm
http://hram.codis.ru