"Это фильм про историка, который устал преподавать эту историю".
Игорь Старыгин (по фильму Костя Батищев) о картине "Доживём до понедельника"
На днях в очередной раз посмотрел фильм "Доживём до Понедельника" . Когда-то Варлам Шаламов
говорил ,что стихи надо читать не только в разном возрасте ,но и в разные времена года. Наверное
тоже самое можно сказать и о фильмах. Конечно семилетний мальчик (каковым я был ,когда впервые
смотрел этот фильм ) не так воспринимает картину как пятидесяти семилетний мужик, это факт. А потому
и фильм становится для тебя как бы уже другим, не тем ,который ты видел в детстве.
Он мне опять понравился , хотя в нём и есть некоторый советский пафос. Но как прекрасно передан
учительский коллектив: завуч (она же учительница литературы) , англичанка, физрук , учительница
младших классов, математичка - все прямо как живые. Для меня ещё дополняет натуральности тот факт,
что действие происходит в точно такой по архитектуре школе как та, в которой я учился.
В этот раз герой Тихонова мне почему-то внешне напомнил Шурика из "Операции Ы". Может очки взяли из
реквизита? Время съёмки -то примерно тоже ("Приключения" снимались в 1965-ом, а "Доживём до Понедельника"
в 1968-ом). Или просто все очки в то время делались одинаково, создавая однотипное выражение лица?
Но с самого детства мне не нравился Генка Шестопал ("И не любили мы Серёжку Фомина за то ,что
он всегда сосредоточен"). Раньше он мне не нравился тем ,что сжёг работы своих товарищей, с которыми
проучился с первого класса. Теперь же я вижу ,что он - человек, делающий всё ,чтобы на него обратили
внимание: и ворону он притащил в класс , и сочинения сжёг. Он даже готов за это пострадать, лишь бы
о нём говорили. Он - эдакий мини Раскольников : "Тварь я дрожащая или...". Потом из таких обычно
вырастают одинокие неудачники : ведь ничего кроме трёпа они создать не могут, даже сочинение о
счастье написать и то не получается.
Занятен момент разбора пятнадцати строчек учебника , посвящённых "лейтенанту" Шмидту (Пётр Петрович
на самом деле был капитаном второго ранга, а звание лейтенанта ему присвоил лично Ленин, дабы сделать
поближе к народу). И ведь всего -то через 7 лет - в 1975 году в Советском Союзе появится свой Шмидт -
капитан третьего ранга ранга Саблин. Как схожа судьба: оба были потомственными морскими офицерами,
оба расстреляны - один в возрасте 37 лет, а другой 39. Может быть именно этот момент фильма и заставил
Саблина о чём-то задуматься?
А вот почему солидный уже , с большим опытом учитель истории вдруг становится так недоволен тем ,что
происходит вокруг него? Ведь практически ничего в его жизни не меняется (если не считать новый учебник
истории и появление в школе его бывшей ученицы). Кризис среднего возраста? Или что-то всё -таки изменилось
в стране не в лучшую сторону ? (Помните письма папаши одной из учениц? Этому посвящён специально целый
эпизод - разговор с матерью по поводу таких "писак" в прошлом доносчиков). И звучит -таки лейтмотивом
"Эх, ребята, всё не так. Всё не так, ребята!". Странно ,что в те строгие годы этот фильм пропустили. Ещё
более странно ,что за него дали Государственную премию.
Интересно то ,что раньше я считал отношения учителя истории и англичанки законченными. Точка как бы
поставлена в том месте, когда он уходит,не дожидаясь девушки ,отбежавшей к однокурсникам. Теперь же я
совсем в этом не уверен. Ведь в самой последней сцене ,когда историк уже было прощается со всеми,
а потом (после паузы, видя что эти люди, включая сидящую в классе учительницу, в нём нуждаются) говорит
"до следующей недели" , он это и ей говорит: "Доживём до Понедельника , а там посмотрим ,что получится.