Andrey Krasnov (grigoriyz) wrote,
Andrey Krasnov
grigoriyz

Categories:

Старый фильм.

"Это фильм про историка, который устал преподавать эту историю".
       
Игорь  Старыгин (по фильму Костя Батищев) о картине "Доживём до понедельника"
         
 На днях в очередной раз посмотрел фильм "Доживём до Понедельника" . Когда-то Варлам Шаламов
говорил ,что стихи надо читать не только в разном возрасте ,но и в разные времена года. Наверное
тоже самое можно сказать и о фильмах. Конечно семилетний мальчик (каковым я был ,когда впервые
смотрел этот фильм ) не так воспринимает картину как пятидесяти семилетний мужик, это факт. А потому
и фильм становится для тебя как бы уже другим, не тем ,который ты видел в детстве.

   Он мне опять понравился , хотя в нём и есть некоторый советский пафос. Но как прекрасно передан
учительский коллектив: завуч (она же учительница литературы) , англичанка, физрук , учительница
младших классов, математичка - все прямо как живые. Для меня ещё дополняет натуральности тот факт,
что действие происходит в точно такой по архитектуре школе как та, в которой я учился.
  В этот раз герой Тихонова мне почему-то внешне напомнил Шурика из "Операции Ы". Может очки взяли из
реквизита? Время съёмки -то примерно тоже ("Приключения" снимались в 1965-ом, а "Доживём до Понедельника"
в 1968-ом). Или просто все очки в то время делались одинаково, создавая однотипное выражение лица?
Но с самого детства мне не нравился Генка Шестопал ("И не любили мы Серёжку Фомина за то ,что
он всегда сосредоточен"). Раньше он мне не нравился тем ,что сжёг работы своих товарищей, с которыми
проучился с первого класса. Теперь же я вижу ,что он - человек, делающий всё ,чтобы на него обратили
внимание: и ворону он притащил в класс , и сочинения сжёг. Он даже готов за это пострадать, лишь бы
о нём говорили.  Он - эдакий мини Раскольников :  "Тварь я дрожащая или...". Потом из таких обычно
вырастают одинокие неудачники :  ведь ничего кроме трёпа они создать не могут, даже сочинение о
счастье написать и то не получается.

 Занятен момент разбора пятнадцати строчек учебника , посвящённых "лейтенанту" Шмидту (Пётр Петрович
на самом деле был капитаном второго ранга, а звание лейтенанта ему присвоил лично Ленин, дабы сделать
поближе к народу). И ведь всего -то через 7 лет - в 1975 году в Советском Союзе появится свой Шмидт -
капитан третьего ранга ранга Саблин. Как схожа судьба: оба были потомственными морскими офицерами,
оба расстреляны - один в возрасте 37 лет, а другой 39.  Может быть именно этот момент фильма и заставил
Саблина о чём-то задуматься?
  А вот почему солидный уже , с большим опытом учитель истории вдруг становится так недоволен тем ,что
происходит вокруг него? Ведь практически ничего в его жизни не меняется (если не считать новый учебник
истории и появление в школе его бывшей ученицы). Кризис среднего возраста? Или что-то всё -таки изменилось
в стране не в лучшую сторону ? (Помните письма папаши одной из учениц? Этому посвящён специально целый
эпизод - разговор с матерью по поводу таких "писак" в прошлом доносчиков). И звучит -таки лейтмотивом
"Эх, ребята, всё не так. Всё не так, ребята!". Странно ,что в те строгие годы этот фильм пропустили. Ещё
более странно ,что за него дали Государственную премию.
 Интересно то ,что раньше я считал отношения учителя истории и англичанки законченными. Точка как бы
поставлена в том месте, когда он уходит,не дожидаясь девушки ,отбежавшей к однокурсникам. Теперь же я
совсем в этом не уверен. Ведь в самой последней сцене ,когда историк уже было прощается со всеми,
а потом (после паузы, видя что эти люди, включая сидящую в классе учительницу, в нём нуждаются) говорит
"до следующей недели" , он это и ей говорит: "Доживём до Понедельника , а там посмотрим ,что получится.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments