Andrey Krasnov (grigoriyz) wrote,
Andrey Krasnov
grigoriyz

Categories:

Поездка в Мадрид. Ноябрь 2018. День Второй.

  Машина должна была прийти за нами в 8:30 утра. Поэтому на следующий день мы проснулись в 6:45, оделись и
пошли есть. Завтрак представлял собой буфет (говоря по русски, шведский стол) со множеством разных вкусных и
не очень вкусных блюд. Я взял яичницу, какую-то местную картофельную запеканку и кофе. Ну а потом уже попробовал
всё остальное. Где-то в 8:20 за нами зашёл шофёр. И тут почему-то выяснилось ,что ему был заказан маршрут на
Испанскую площадь ,а мы договаривались ,что  нас будут ждать на плазе Майор (Майорка, как называют это место
русские). Мы попросили водителя позвонить в агентство, он с ними долго разговаривал ,но как-то всё так и не
разрешилось. Парень нам объяснил ,что у них там какая-то система , в которой наш маршрут уже заложен в его
электронную карту и он нас отвезти в другое место уже не может. Мы решили идти пешком к плазе Майора. Шли быстро,
временами спадали сандалии, но минут через десять добрались к указанному месту. Время уже пришло, а автобуса там
не было. Жена пошла в Старбакс ,чтобы дозвониться до агентов (Старбакс воспринимается американцами почти как
родное посольство) . Вернувшись , сообщила ,что оказывается идти нам надо всё ж таки на Испанскую площадь. Вернее
уже не идти ,а бежать. Обычно в таких случаях паниковать начинаю я, но тут мы с женой поменялись местами:
периодически, не снижая темп бега , она повторяла как заклинание "Они уедут без нас!". Но мы всё ж -таки успели
добежать до автобуса, а потом ещё 15 минут ждали опоздавших. Автобус был двухэтажный, в нём сидело человек сто
и все разом говорили по испански. Тут жена решила ,что мы куда-то не туда сели,но мужчина ,ответственный за
экскурсии, объяснил ,что здесь много разных групп ,которые в Толедо разобьются на более мелкие. Успокоившись и
удобно расположившись в кресле автобуса, я подумал ,что вот ,наверное, не сообразил бы так как жена позвонить
из Старбакса и связаться с гидом. Но потом сообразил, что я бы и с шофёром не стал выяснять куда он едет ,а
потому в итоге спокойно и без приключений добрался бы до места назначения.




     Ехали мы где-то около часа (вообще от Мадрида до Толедо порядка 70 километров ), надолго застряв в туннеле.
Я даже немного задремал в дороге, навёрстывая часы сна. Поэтому мне показалось ,что мы доехали очень быстро.
Когда вышли из автобуса и встали толпой, обнаружили двух русскоязычных туристов - мужа и жену , которые (как
позже выяснилось) приехали из Израиля. Мужчина был очень бойким и уже через пару минут разговора у меня возникло
чувство ,что я его уже давно знаю (что со мной случается не часто).  Потом нас всех повели наверх к главной площади
города - Сокодовер или ,как её называют местные жители , площадь Макдональдса. Дело в том ,что там расположен
единственный в городе Макдональдс.


   Город Толедо - очень древний. Первые поселения там обнаруживаются ещё в 200 году до нашей эры. В своё время
там были залежи железной руды. И кто только этот город не захватывал! В результате образовалась смесь трёх культур: 
иудейской, исламской (мавританской) и христианской.  Вообще раньше я думал, что мавр - это просто негр. Но всё
оказалось даже хуже: это ещё и исламист. В ходе истории многие церкви превращались в мечети и наоборот. Когда
смотришь на город с вершины, возникает ощущение ,что ты попал на много столетий в прошлое. И сразу же бросается
в глаза крепость Алькасар с четырьмя остроконечными шпилями по периметру. Она была построена в 16 - ом веке
Карлосом Пятым и должна была стать королевской резиденцией ,но не срослось. Чего там только не было (и тюрьма, и
казармы ,и пожары) ,но во время гражданской войны крепость была полностью разрушена,так что мы видим новодел, в
котором теперь обитает музей вооруженных сил.
   Толедо до середины 16-го века был столицей , но потом Филипп Второй перенёс свою резиденцию в Мадрид. Но
Толедо оставался религиозным центром. Сейчас это небольшой древний город с узкими переулками ,в котором проживает
порядка восьмидесяти тысяч жителей (Ну типа Серпухова). 
   В нашей группе оказалось 7 человек: мы с женой, какая-то пожилая пара из штатов, две пенсионного вида женщины
и отдельная женщина лет сорока семи. Удивительно то ,что ни для кого из группы английский язык не был родным.
Нашим экскурсоводом была молодая испанская девушка Олга (Я сперва даже решил ,что она русская). Олга бойко повела
нас по узким улочкам и я почувствовал себя героем фильма "Бриллиантовая Рука" :-  "Русо туристо! Облико морале!"
с беготнёй по незнакомому городу ,где никто тебя не понимает.
  На одном из поворотов улицы экскурсовод показала нам надписи на трёх языках: испанском, английском и иврите.
Она рассказала, что надпись на иврите содержит ошибку ,так как была воспроизведена с помощью Гугл переводчика.
Там было написано ,что это еврейский квартал. Когда-то эта часть города была густонаселённой и богатой, но в самом
конце 15 го века (почти в 16-ом) все евреи были изгнаны из Испании. Зависть, блин. Потом экскурсовод показала какую-то
католическую церковь, которая в своё время побывала синагогой и кажется даже мечетью. Когда пришло время
превратить здание в церковь, просто поставили один крест внутри и один снаружи. При этом девушка два раза хлопнула
одной ладонью  о другую как бы показывая "дело сделано"





    После этого мы стали двигаться в направлении кафедрального собора, строившегося с 13-го по самый конец 15-го века,
и Олга рассказала ,что часы на нём показывают правильное время лишь два раза в сутки, а прекрасные колокола никогда
не звонят. И ,заканчивая, с улыбкой добавила: "Мы ленивые, нам и так хорошо". По дороге всё время попадались
керамические еврейские иероглифы прямо под ногами. 
Дальше нас повели в монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес(Королевский монастырь Святого Иоанна): красивое здание
со сводчатой двухэтажной галереей, окружающей прямоугольный участок сада (оказывается это называется клуАтр),
построенное в начале шестнадцатого века. Этот монастырь и поныне принадлежит ордену францисканцев (сразу же
почему-то вспоминается Д'Артаньян с его монастырём кармелиток).Кстати Наполеон в своё время использовал этот
монастырь как казарму: солдафон, что с него взять?! Ещё там запомнился прелестный золотистый алтарь с тёмными
иконами.


    Затем мы зашли в малоприметную внешне церковь Сан-Томе (святого Фомы) , которую тоже в своё время перестроили
из мечети. Хотя внутреннее убранство церкви показалось мне красивым. Эту церковь называют музеем одной картины,
так как там хранится лучшая работа Эль Греко "Погребение графа Оргаса", написанная специально по заказу этой
церкви, прихожанином которой был сам Греко. Картина разделена на две половины - верхняя часть мир небесный, нижняя
мир земной. Олга сказала, что это две отдельных картины , искусно соединённые вместе, но я подтверждения этому
нигде не нашёл. В части мира земного изображены видные граждане города в чёрных одеяниях и в контраст с ними в
золотых одеяниях стоят святые Стефан и Августин - один в дьяконском, а другой в епископском облачении. Они держат
на руках мёртвое тело графа. Все присутствующие обращены лицами в сторону и только Греко и его сын смотрят на
зрителя в упор. Говорят молодой Дали ,впервые увидев эту картину, пал в обморок, грохнувшись прямо на каменный
пол.


  И наконец нас зачем-то повели внутрь синагоги Санта Мария ла Бланка. Ничего особенного кроме колонн мы там не
увидели. Вообще любой человек, хоть однажды бывавший в синагоге, понимает, что внутри там никогда нельзя увидеть
ничего интересного, так как любые изображения человека иудейской религией воспрещаются.


 После этого Олга повела нас в небольшой уютный буфет ,где можно было собственноручно выбрать себе еду и выпить
вино. На этом мы с ней и распрощались. Дальше нас должен был встретить на площади перед кафедральным собором некто
Исмаил, но после обеда у нас ещё оставалось время (на всё дали час),а потому мы пошли в дом-музей Эль Греко, хотя
мне больше хотелось сходить в магазин, где продавались солдатики, который мы прошли мимо, когда Олга показывала
город (Вообще же в Толедо наиболее популярны клинки и пистолеты ,которые здесь красивые и продаются совсем недорого,
но мы в доме оружия не держим).
Особняк 16 века на самом деле лишь воссоздаёт быт художника. Дело в том ,что настоящий домик (находившийся
неподалёку) выгорел до тла во время очередного пожара. Имя Эль Греко (El Greco - Грек)  - это кличка художника,
возникшая по причине его греческого происхождения (как некогда у иконописца Феофана Грека, жившего веком раньше ).
Настоящее имя, которым он и подписывал свои произведения - ДомЕникос ТеотокОпулос. Короче : "Ехал Грека через реку.
Видит Грека в реке рак".
 Музей оказался бесплатным. Милое такое деревенское место:  садик, дворик, кухня, лестница наверх. Запомнилась
серия картин "Апостольство". Вообще Греко характерен продолговатыми лицами и контрастными сочетаниями цветов. На
долгое время художник был забыт , о нём по настоящему вспомнили только в конце 18-го века и уж совсем полюбили в
начале 20-го.






 В Толедо есть ещё один музей Эль Греко,но дойти до него уже не было времени. Мы прошли переулками, где-то
наткнувшись на памятник Сервантесу, и вышли к месту встречи - на площадь перед кафедральным собором Святой Марии.
Там уже собралась наша группа ,а впереди всех стоял молодой бородач, который ,как мы догадались, и был Исмаилом.
Жена пошла фотографировать собор , а я подошёл к группе и поздоровался с экскурсоводом. Он почему-то спросил меня:
"Вы один?". На что я с достоинством ответил: "Я никогда не бываю один. Жена сейчас подойдёт".
 Когда стало ясно ,что все собрались, экскурсовод почему-то пошёл за билетами, но ушёл ненадолго.  Затем мы
прошло в главный собор страны.  Длина его 120 метров, ширина в два раза меньше ,а высота 40 метров (правда самая
высокая его башня, на которой установлен не звонящий колокол имеет высоту 90 метров). В соборе 88 величественных
колонн. На полу мраморные плиты с могилами кардиналов ,над которыми висят их красные шляпы. Исмаил рассказал, что
если постоять под шляпой, то можно стать богатым. Чем дольше стоишь ,тем более богатым становишься. Здание состоит
из многих частей: Сокровищницы, Ризницы, зала капитулов,  клуАтры (всё той же галереи со сводами) и множества
капелл : Мосарабской, Сан-Блас, Святого причастия, Новых Королей, Сантьяго, Сан-Ильдефонсо и Главной.


 Очень красива главная капелла собора, на вершине которой, изображён Христос с двумя разбойниками в более низком
ряду. Далее к низу идут скульптурные изображения евангельских сюжетов.  Там же похоронены три короля. В ризнице
собора картины Греко, Караваджо и Тициана. На потолке красивейшая фреска "Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу". 
Тут Исмаил зачем-то спросил : "Как вы думаете сколько времени ушло на роспись этой фрески?".  А мне захотелось в
ответ спросить: "А как Вы думаете сколько лет художник ИвАнов писал картину "Явление Христа народу" ?".  Но решил
не выпендриваться, а просто ответить: "Три месяца". Оказалось пять. Ещё экскурсовод обратил наше внимание на
изображение окон под сводом. Все они были пустыми и только из крайнего окна выглядывал автор росписи. Остановившись
около центральной картины Греко "Пленение Христа", экскурсовод отметил ,что художник неверно отразил доспехи римского
воина , потому как не знал в точности как они в то время выглядели. Какая оплошность!




В золотистом зале капитулов среди прочего изображены все толедские архиепископы - "От первого мгновенья до
последнего".  Но наибольшее впечатление произвела дароносица высотой в два с половиной метра с кучей всяких хитрых
деталей и даже статуй, сделанных из позолоченного серебра и эмали. Над дароносицей возвышается крест с бриллиантами.
На изготовление ушло около 20 кг золота и на порядок больше серебра (Тут мне вспомнились "Джентльмены Удачи"  : 
"― Скажите, сколько весит этот шлем? ― 5 килограммов 243 грамма чистого золота. ― Да. Тяжелая шапочка. ― Товарищ
полковник! Ведь это же уникальнейшая археологическая ценность. Все данные подтверждают, что это как раз именно тот
самый шлем, который был утерян Александром Македонским во время его Индийского похода." ). Между тем Исмаил ,подобно
школьному учителю ,опять спросил: "Как Вы думаете сколько это стоит?". "Ну на пару лямов тянет", - предположил я.
Тот отрицательно повертел головой. После долгих гаданий он торжественно вымолвил: "Это бесценно!". Я хотел уточнить
в какой валюте это бесценно, но опять не стал выпендриваться. Ещё в соборе, напротив главной капеллы есть хитрое
окно, проделанное так ,что луч света оттуда падает точно по центру капеллы. И из этого окна виднеются фигуры людей и
ангелов,словно спускающихся оттуда.  Потом экскурсовод ещё поводил нас по закоулкам собора и опять что-то спрашивал,
затем распрощался.


 У нас ещё оставалось 50 минут времени ,чтобы найти магазин с солдатиками и мы его достаточно быстро разыскали.
Продавщица на английском не говорила ,но пыталась знаками нам помочь. Потом появилась какая-то русская женщина ,
спросила ,что нам конкретно нужно и перевела. Позже я догадался, что она просто хозяйка этого магазина. Мы купили
трёх солдатиков по 8 евро каждый, что в общем-то было недорого. Потом нашли магазин ,где продаются магнитики на
холодильник. Жена увидела подходящий только на витрине и принесла его той самой русской женщине, та недовольно
буркнула : "Зачем содрали?".


Затем мы, миновав площадь Макдональдса, спустились вниз к нашему автобусу. Ровно в назначенный час (кто не успел,
тот опоздал) автобус тронулся. Но через какое-то время испаноязычная ведущая (по испански она трещала без остановки,
а по английски медленно читала с листа) сказала ,что наш автобус сделает короткую остановку ,чтобы мы могли заснять
панораму города. Тут мы опять встретились с русскоязычными израильтянами. И они нас даже сфотографировали. Обратную
дорогу я тоже спал : чувствовался недосып и усталость. Когда доехали , договорились с бывшими соотечественниками
погулять вместе по городу. Ведь мы здесь были по существу первый день ,а они уже неделю, так что им было чего нам
показать.

И мы пошли по красивым вечерним улицам Мадрида, по улице Майор, по каким-то другим большим улицам (названия, несмотря
на аккуратные керамические таблички по углам домов, я не очень запоминал ). Потом оказались на площади Солнца.
Сфотографировали свои ноги на нулевом километре, запечатлелись около медведя с земляничным деревом. И я наконец-то
почувствовал ,что я в другой стране, в красивом европейском городе. Затем они предложили нам сходить покушать и показали
недорогое и хорошее место под странным названием  "Музей Хамона" (Не путать с Тутанхамоном! ) . Там мы заказали на четверых
графин бочкового пива, тарелку колбаски и тот самый хамон (проще говоря, вяленое мясо). Всё удовольствие стоило всего
10 евро. Выяснилось ,что они оба по  образованию инженеры- электрики, около 30 лет назад переселились в Израиль. Обе
дочки у них отслужили в армии ,одна из них с семьёй живёт сейчас в Канаде (что ,как я недавно понял, является очень
частым путём молодых израильтян). Я сперва подумал ,что они где-то чуть старше моего возраста, но присмотревшись понял,
что всё же не чуть. Оказалась, что она уже на пенсии, а он всё ещё работает. Потом с помощью нехитрых математических
вычислений я понял ,что ему 66 лет. Оказывается пенсия в Израиле очень небольшая, но в последнее время государство
стало заставлять откладывать специальные пенсионные сбережения. Остановились они тут в хостеле (название ,которое
вечно путается у меня с хостесом, что не совсем одно и тоже), в самом центре города. Выяснилось ,что в Испании хостел -
просто маленький гостиничный номер,а не общага для нищих. Было весело , мужчина рассказывал мне свои приключения
в связи с поступлением в институт. Потом поведал как во время Чернобыля горел желанием помочь Родине. А позже выяснилось ,
что все приходящие из военкомата повестки его жена мгновенно, никому не показывая , выбрасывала. Мы двинулись к
Королевскому мосту, потом они пошли в свой хостел ,а мы к отелю (Предварительно обменявшись адресами электронной
почты ,чтобы потом списаться).
Так прошёл наш второй день пребывания в Испании.


(Продолжение следует)
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

Recent Posts from This Journal