Andrey Krasnov (grigoriyz) wrote,
Andrey Krasnov
grigoriyz

Category:

Поездка в Мадрид. Ноябрь 2018. День Пятый.

 И был день и было утро, день пятый. Встали мы как всегда где-то в семь, чтобы побольше успеть. Утром позавтракали
почти с теми же самыми людьми: какая-то девушка с зелёными волосами, пожилая семейная пара, худая испанская девица,
вечно читающая книгу - абсолютно всё было на своём месте. Потом мы пешком направились к Центру искусств королевы
Софии, известного тем ,что именно там находится знаменитая "Герника" Пикассо. На встречу нам попадались нищие,
которые в этих местах бывают молодыми и относительно модными, сдобренными собаками и даже котами. Мы прошли через
знакомую уже нам красную "Майорку", затем мимо "Нептунихи" (как мы про себя назвали фонтан Сибелис - мраморная
богиня Кибела едет на колеснице ,запряжённой львами), рядом появился знаменитый вокзал  и вот мы около странного
здания с прозрачными лифтами , приделанными снаружи ,как некогда в моём далёком детстве это делалось в старых
домах Москвы. Но только тут это было много симпатичнее.

   Вспомнив музей Прадо , мы решили взять аудиогид, но ошиблись: он содержал описание очень небольшого количества
картин. Больше всего мне тут ,конечно же, запомнились Пикассо , Дали и Кандинский. Основная тема - современное
искусство и в большой степени кубизм. Этот музей тоже был открыт относительно недавно в 1992 году. Непонятно,
что в Мадриде вообще было до конца прошлого столетия и как они там без всего этого жили.



   Пикассо я люблю любого , ну то есть все его периоды. В этом музее он представлен в  виде кубизма: разложения
всего на кубики, а затем синтеза всех этих кубиков в единое целое. Думаю среди всего прочего , принципиальное
отличие Пикассо от Дали в том ,что он не паясничает и не выпендривается, а потому по настоящему радует зрителя.
Но в музее представлено много раннего Дали , до 1925 года, когда его работы были хотя под час и претенциозны,
но ещё достаточно искренни. Около его картины "Девушка у окна" я ,смеясь, сказал жене: "Знаешь ,что тут самое
главное и притягательное? Проступающая попа девушки - она наиболее выразительна во всей этой картине" Полотно
29 года - "Я - великий манстурбатор" уже наполнено самолюбованием, ну просто Лимонов в живописи. Хотя его
работа 44-го года  "Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения" ,находящаяся неподалёку
в музее Тиссена-Борнемисы мне нравилась даже в копиях ,а уж тем более в оригинале.
   К Кандинскому я постепенно привык ,находя его уже в музеях Америки. Я даже люблю его замысловатые загогулины.
Пару залов были посвящены фотографии 1975 года. Ничего значительного ,кроме блёклого цвета тех времён, они
собой не представляли. Было не очень понятно зачем они вообще выставлены в музее.









В одном из залов к стене был привязан карандаш и в пределах круга, ограниченного верёвкой , можно было самому
что-то написать или нарисовать на этой стене. К нашему величайшему удивлению , мы не нашли там ни одной надписи
на русском языке. Жена предположила, что ещё ни один русский не доходил так далеко в этом музее. Я взял в руки
этот карандаш и задумался о том,чтобы такое написать. Наверху виднелось слово fuck, но писать что-либо подобное
на стене известного музея не хотелось. И я просто вывел "Да здравствует Россия" и поставил три восклицательных
знака.

   Наконец мы добрались до знаменитой "Герники" , написанной Пикассо по заказу Республиканского
правительства в 1937 году всего за месяц. Герника - город ,разбомбленный фашистской авиацией, поддерживающей в
гражданскую войну Франко. Не могу сказать ,что это моя любимая картина Пикассо (уж слишком чёрно-белая) , но она
передаёт весь ужас бомбардировки города с мирным населением. Ну и кроме того , эту картину я не мог не посмотреть,
побывав в Мадриде: это как быть недалеко от села Константиново и проехать мимо. В том же зале выставлены фотографии,
показывающие процесс изменения картины в ходе работы. И тут я узнал, что эта картина -таки никогда не была "конкретной",
как почему-то принято считать, хотя в самом начале она всё же не была столь по детски абстрактной.

   В отдельных залах при полной темноте крутили чёрно белое кино. Где-то об истории Испании, где-то ещё о чём-то ,но
всё по испански. Жена наткнулась на старый фильм "Андалузский пёс", созданный испанским режиссёром Луисом Бунюэлем
и Сальвадором Дали. Фильм чистый сюр, малосюжетный ,но основанный на действиях и впечатлениях. Начало шикарное:
мужчина (которого играет сам режиссёр) точит бритву , выходит на балкон, смотрит на полнолуние и делает лезвием
надрез на глазу девушки. Мне тут же вспомнилось сэлинджеровское "Над пропастью во ржи" : "В общем, могу одно
посоветовать: если не хотите, чтоб вас стошнило прямо на соседей, не ходите на этот фильм." Дальше там какой-то
мужчина на велосипеде, мужчина с женщиной и так далее. Фильм длится семнадцать минут. Название якобы идёт от
испанской поговорки : "Андалузский пёс воет - кто-то умер", но с другой стороны андалузскими псами в студенческой
среде называют слюнтяев. Фильм частично содержит сны создателей, кроме того - намёки на какое-то стихотворение
Гарсиа Лорки и роман Хименеса ,который авторам не нравился,а зрители просто не читали. В общем как говорила Ахматова
"Когда б вы знали, из какого сора...". Кстати, оба актёра потом покончили с собой. Правда неодновременно.

  А ещё обратила на себя внимание выставка американской художницы-сюрреалиста  Доротеи Таннинг "За дверью
есть другая невидимая дверь".  Потом я нашёл о ней статьи в интернете. Таннинг была настоящей красавицей и
необыкновенно одарённым человеком. Вышла замуж за другого известного художника немца - Макса Эрнста. Особенно
произвели впечатления две картины - "День рождения" (где изображена интересная женщина с открытой грудью ,
перед которой стоит странно фантастическое животное с крыльями и свиной мордой, а дальше множество открытых
дверей одна за другой) и "Тихая ночная серенада" (две девочки, как бы направляющиеся в противоположные стороны
в коридоре гостиницы , огромный подсолнух на полу. Одна девочка яркая блондинка , другая - брюнетка , с волосами
развивающимися как у тролля кверху). Именно с первой картины и началось её знакомство с мужем, который был
восхищён и захотел познакомиться с автором (уже приехав домой и разбираясь с фотографиями, я вдруг обнаружил,
что постоянное местопребывания этой картины - Филадельфийский музей искусств. Забавно получилось). Судя по
фотографиям влюбиться в художницу было совсем несложно.   Даже в этом ,не столь уже большом, музее мы пробыли
пять часов (с 12 утра до 5 вечера). Вообще же в музеях Мадрида удивляют инвентарные номера ,выбитые на всех этих
замечательных произведениях искусств. Как бы небольшое напоминание о вульгарности реальной жизни.

 Выйдя из музея, мы увидели невдалеке на площади кафе со столиками снаружи. Заказали там плоскую итальянскую
пиццу и кофе. Через некоторое время появился мужик лет пятидесяти ,прилично одетый, с бородой ,на костылях. Он
подходил к каждому столику и что-то спрашивал по испански, все отрицательно мотали головой. Мы так поняли ,что он
просит денег и тоже помотали головой: почему мы ему вдруг что-то должны давать. Но потом за одним из столиком
молодая девушка собрала в салфетку еду и протянула ему в руки. Тот, поблагодарив отошёл всего лишь на несколько
метров в сторону и начал жадно есть.

 Поев мы направились большими улицами к плазе Майор. Народа везде было очень много. Даже страшно себе представить
сколько же здесь людей летом. Неподалёку от плазы привычно зашли в музей Хамоса и взяли под пиво курочку с картошкой.
После этого решили пораньше вернуться домой.  Вышли на площадь  Пуэрта-дель-Соль , там были музыканты ,игравшие
палочками на каких-то гуслях ,им подыгрывал гитарист. Это были явно профессионалы , рядом с ними лежали их диски.
Народ вокруг толпился. Среди прочих была пара очень высоких американцев - парень и девушка. К ним как-то случайно
пристроился тоже очень высокий парень (эх ,люблю я высоких красивых людей!) . Девушка куда-то на секунду отошла, а
потом вернулась и по ошибке приникла к другому парню. Потом спокойно посмеялась и сказала : "Ой, не тот парень!"
("Oh, wrong boyfriend").

(Продолжение следует)
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Дети летом.

    Дети особенно хороши летом, когда им не надо учиться и они абсолютно свободны. Вот уже кажется месяц как мои младшие дети ездят в лагерь. Саша там…

  • Раннее детство. Часть 8.

    А в 5 лет я ездил с мамой в Пирятин полтавской области (Там ,если просишь что-то уж очень крутое и нереальное, говорили "Здесь тебе не Москва…

  • В этот день 6 лет назад

    Этот пост был опубликован 6 лет назад!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

Recent Posts from This Journal

  • Дети летом.

    Дети особенно хороши летом, когда им не надо учиться и они абсолютно свободны. Вот уже кажется месяц как мои младшие дети ездят в лагерь. Саша там…

  • Раннее детство. Часть 8.

    А в 5 лет я ездил с мамой в Пирятин полтавской области (Там ,если просишь что-то уж очень крутое и нереальное, говорили "Здесь тебе не Москва…

  • В этот день 6 лет назад

    Этот пост был опубликован 6 лет назад!