?

Log in

No account? Create an account

Delirium tremens

"科学没有宗教是瘸的,宗教没有科学是瞎的" - Albert Einstein

Previous Entry Share Flag Next Entry
Поездка в Венгрию. Апрель 2018. Часть Третья.
Grigoriy Zagorsky
grigoriyz
   На следующий день мы встали в половине седьмого ,так как экскурсия по городу начиналась в восемь утра
(видимо ,чтобы успеть проехать до пробок). Первой нашей задачей было найти место ,где продают более или
менее нормальный кофе (ну или хотя бы просто кофе). Наконец мы наткнулись на какую-то забегаловку, которая
уже открылась и в очереди стояли сплошные строительные рабочие, почему-то заказывающие всё на ломаном
английском (я сперва решил ,что они - английские лорды ,но потом догадался, что это просто гастарбайтеры,
незнающие местного языка).

   До места встречи (располагавшегося в парке напротив гостиницы, где был пункт тур агентства)  мы добрались
раньше времени и сели на лавочку в ожидании автобуса. Вскоре к нам подошла невысокая полноватая пожилая
женщина. Как позже выяснилось , она была из Москвы. Мы разговорились. Оказалось ,что её сын живёт в штатах
уже 19 лет. У него семья и двое детей - 2 года и 10 лет (Вообще-то мы до этого договорились прикинуться
латышами ,но как-то с первого раза не получилось,а потому честно признались, что из штатов ).  Довольно
быстро она нас спросила: "Ну и как вы относитесь к тому ,что вам о нас говорят?". Я тут же сориентировался
и с самым серьёзным видом патриотично ответил: "Мы знаем ,что нам всё врут!".  Жена в свою очередь её
спросила: "А что Вы в штаты не переедете?". Та начала уклончиво: "Понимаете, если бы у меня там была дочь...".
На это супруга уточнила: "Так у Вас есть ещё и дочь?". Тут женщина с горечью сказала: "Нет , дочери у меня
как раз нет!". В течении всей экскурсии она потом быстро записывала всё в блокнотик. А при расставании
оказалась прелестным человеком.
   Шофёр выглядел так как они выглядят в экскурсионных автобусах Питера - по профессорски строго .  А
экскурсоводом была симпатичная невысокая женщина средних лет по имени Анджела. Она приехала сюда в 1986 году ,
выйдя замуж за местного. При этом была настроена весьма патриотично, считая, что венгры должны быть очень
благодарны русским за освобождение ,несмотря на два уничтожения города. Почему-то она постоянно вспоминала
старые советские фильмы ,в особенности "Отпуск за свой счёт" ,где показывается Будапешт и Гурченко.
  Среди экскурсантов ,как всегда, обнаружился свой "знайка". Это была пара из Киева ,где муж постоянно умничал:
то он флаги Евросоюза не видел в Праге, то упомянул что-то про рыцарей. Но я потом там что-то тоже умное
вякнул и он меня признал, посмотрев с уважением.
   Наша экскурсия началась с Площади Героев - окончания проспекта Андраши. Посреди площади стоит колонна,
отдалённо напоминающая Александровскую в Питере - с архангелом Гавриилом на вершине. Высота её ,правда, на
10 метров поменьше - около 40 метров ,а внизу стоят всякие конные памятники ,возглавляемые Арпадом -
правителем венгров. Колонна называется монументом Тысячилетия, так как посвящена тысячелетию обретения
венграми родины в 896 году (площадь была построена в 1896 году).  Слева и справа от этой высокой колонны
стоят две полукруглые колоннады с памятниками праотцов Венгрии разного времени. Представители династии
Арпадов: святой Иштван, святой Ласло,  Кальман І Книжник, Андраш II и Бела IV, затем представители Анжуйской
династии: Карл Роберт и Людовик I Великий, Янош Хуньяди, Матьяш Корвин, далее трансильванские князи Иштван
Бочкаи, Габор Бетлен, Имре Текели, Ференц II Ракоци и борец за свободу венгерского народа Лайош Кошут.
Вместо борца за свободу там раньше стояла фигура кого-то из семейства Фраца Иосифа,но венгры того совсем не
любят и заменили героем.
    По бокам площади располагаются два похожих здания с портиком крыши - Музей Изобразительных Искусств
(который , к сожалению для нас , был закрыт ) и выставочный зал современного искусстава Мючарнок (который
нас не интересовал).
   Анджела переходя от одной фигуры к другой ,постепенно рассказывала нам всю старую историю Венгрии. В этот
момент к нам вдруг подошла какая -то семейная пара средних лет ,отставшая от другой подобной экскурсии. Наш
экскурсовод спокойно пыталась им объяснить ,что им надо обратиться в агентство, чтобы догнать свою экскурсию,
но мужчина её слушать не хотел и лишь всё больше распалялся. В конце концов он грозно спросил : "Как Ваша
фамилия?". Тогда она сказала : "А фамилия моя ..." . Тут я ожидал фразу из "Иван Васильевич меняет профессию"
- "слишком известная, чтобы я вам её называл". Но вместо этого Анджела закончила: "к вашей экскурсии никакого
отношения не имеет". Этот аргумент ,как ни странно, сразу подействовал.




   После этого мы поехали, к находящемуся неподалеку парку "Варошлигет" , что по венгерски означает всего
лишь "Городской парк".  Когда-то он находился за чертой города, но потом всё к тому же тысячелетию туда
провели подземную дорогу.  Уже даже сами арочные ворота в парк с башенками по бокам, к которым ведёт небольшой
каменный мост через искусственное озеро,  как будто предвосхищают сказку. Усиливают это впечатление Якская
часовня (напоминающая ни то Англию ,ни то Францию, но являющуюся точной копией часовни монахов-бенедиктинцев
на австро-венгерской границе) и роскошный замок Вайдахуняд , находящийся поблизости от входа. Этот величественный
дворец был построен в стиле барокко (хотя лично для меня это название мало что означает ,но может быть
кому-то интересно). И тут же неподалёку знаменитый памятник Анонимусу - человеку без лица, в монашеском
одеянии, капюшоне на голове, с пером и летописями в руках. Дело в том ,что никто толком не знает кем был этот
человек, создавший "Деяния Венгров" (Gesta Hungarorum, название ,ассоциирующиеся с "Деяниями Апостолов" ). В
общем типа "Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен". Если хорошенько приглядеться ,можно таки увидеть
лицо Анонимуса с пустыми глазницами. В общем очень мощный образ, остающийся надолго в памяти. Наш экскурсовод
пошутила: "Видимо он что-то там ни то написал, а потому и стал Анонимусом".




  Все основные постройки парка относятся к началу 20 -го столетия, хотя осушением болот и созданием этого
места занималась ещё королева Венгрии Мария Терезия (типа нашей Екатерины Великой) , правившая в середине
18-го века. Площадь парка составляет один квадратный километр, здесь находятся около десяти тысяч растений
   Дальше нас повели к знаменитым купальням. В какой-то момент надо было взбираться по долгим лестницам и
меня удивило как две худенькие седенькие старушки из Германии , подобно нашему коту, легко "взлетели" кверху.
Одна из них позже сказала: "Будапешт мне нравится много больше помпезной Праги". И другая (не то сестра,
не то подруга) согласилась с этим мнением. Мы вышли сперва к купальне ,где нельзя находится больше двадцати
минут, потом к зоопарку ,где можно находится дольше ,но заходить туда всё равно не хотелось. Там же был
какой-то ресторан, о котором Анджела сказала ,что всё там очень дорого и ничего особенного (кто -то её туда
однажды пригласил на халяву).


    Потом мы сели в автобус и поехали с другого конца проспекта Андраши до Октагона. И тут выяснилось ,что
мы ходили пешком совсем не там ,где надо: именно здесь мы увидели красивые особняки посольств, подобные тем,
которые находятся в центре Москвы. Кроме всего прочего проехали величественное здание Венгерского Оперного
театра. В постройку этого здания вкладывал деньги император Франц Иосиф. Но ,говорят, что ,он был расстроен
результатом: получилось красивее , венского аналога.


     Затем по Цепному мосту мы въехали в Буду и автобус направился вверх по горе  Геллерт к статуе Свободы.
Эту статую курировал (выбирал кандидатуру скульптора) сам Клим Ворошилов. Она изображает молодую женщину ,
держащую над головой пальмовую ветвь. Типичный монументальный памятник общей высотой (с постаментом) порядка
50 метров и самой бронзовой статуей в 15 метров. Скульптор встретил натуру для этого памятника случайно и расплатился
с ней дровами (время было нищее ,послевоенное). Раньше под постаментом стояла бронзовая скульптура советского
воина с автоматом ППШ-41 в руках. Потом , по словам Анжелы: "Венгры забыли ,кто их освободил и убрали советскую
символику". А я вспомнил ,что где-то вычитал историю о том ,что изначально здесь вообще стоял памятник девушки
с пропеллером (я тут же представил себе Карлсона в женском обличии) в память о погибшем во время второй
мировой войны сыне-лётчике диктатора адмирала Хорти.


     После этого мы поехали к Будийской крепости, которая по совместительству является королевским дворцом.
Первым создателем замка в середине 13-го века был король с женским именем  - Бела Четвёртый. Потом строение
не раз разрушалось и пересоздавалось. Сейчас в этом здании находится Национальная галерея. Строение выглядит
величественно: с колоннами , красивым куполом. Но лучше смотрится издали ,чем вблизи. А вот церковь Матьяша
с его необыкновенной ярко оранжевой крышей, чумным столбом на площади, Рыбацким бастионом (галереей длиной
140 м и шириной 8 м с коническими шатровыми башнями, символизирующими племена, основавших венгерское государство)
и памятником первому венгерскому королю Иштвану Первому  смотрится совершенно потрясающе. Ещё там стоит
большая бронзовая птица турул - некоторый символ венгров. Это что-то типа сокола. Некоторые говорят, что у неё
змеиная голова ,но я такого не заметил. А ещё с этого места открывается замечательная панорама Пешта.







      Дальше нас повели к президентскому дворцу или дворцу (графа) Шандора. С 1920 года - это здание стало
резиденцией премьер министров Венгрии, один из них даже там застрелился. Однако во время войны силами
антигитлеровской коалиции дворец был полностью уничтожен с воздуха ,а восстановлен только к началу двухтысячных. 
На мой взгляд это совершенно обычное строение. Нам там показали караул и экскурсанты из нашей группы фыркнули,
сказав ,что "у нас в Харькове" всё лучше. На этом месте мы с нашей экскурсией расстались: они поехали на автобусе
обратно , а мы ещё хотели обойти Буду ("Я влево уходил, он вправо. Дороги наши разминулись.").

     Национальная галерея, занимающая три крыла Королевского дворца нас как-то совсем не впечатлила. Она
показалась явно хуже питерского Русского Музея. Таких полотен как "Явление Христа Народу" там нет, хотя есть
одно грандиозное изображение каких-то (непонятных нам ввиду отсутствия надписей на английском ) баталий с
множеством деталей. Современное искусство было уж совсем невнятным. Вообще складывалось впечатление ,что
после 45-го года прошлого столетия венгерское искусство вообще заглохло.




    Дальше мы пошли в церковь Матьяша. Билет стоил 1400 форинтов (примерно 5 долларов). Внутри там находятся
величественные своды высокого потолка, узорчатые колонны. Мы поднялись наверх, чтобы посмотреть музей. Всё
там уже закрывалось и какая-то девушка -служащая, торопливо протирала прямо перед нашим носом стёкла, видимо
торопясь домой. Снаружи храм показался более ярким и оригинальным нежели внутри: это была высокая башня колокольни,
рядом с которой находились ворота с готическим окном - розеткой, но самой красивой казалась перламутровая
крыша, построенная как нам сказали позже. В этой церкви короновались Франц Иосиф ,Елизавета (Сиси),последний
император Австро-Венгрии Карл и его жена Зита. Интересно ,что прямо за этим историческим местом выстроен
Хилтон отель. Даже не представляю какие они заплатили деньги ,чтобы получить разрешение на застройку.


    После этого мы решили зайти в местное  открытое кафе, чтобы немного перекусить. Забавно, что вода там
стоила 600 форинтов, а пиво 750. Еда оказалось вкусной ,а пиво просто замечательным (как жаль ,что я не
запомнил названия!) : оно отдавало каким-то прелестным плодом типа манго. Обслуживали хорошо и быстро. Вообще
мы заметили, что в тех местах ,где 10% чаевых уже включены всегда хорошее обслуживание. Уж не знаю с чем это
связано.
    Когда мы сидели на лавочке невдалеке от площади Святой Троицы (где стоит церковь Матьяша) мимо проходила
экскурсия старшеклассников: впереди шли отличники, а в самом последнем  ряду - три наглых девчонки -оторвы
свободно раскуривали сигареты. Я так громко рассмеялся этой картине, что одна из них даже обернулась.


    Нижние балконы  Рыбацкого бастиона (называемого так потому ,что здесь когда-то был рынок рыбы и рыбаки
были обязаны защищать город)  можно посетить бесплатно,но чтобы подняться на самый верх надо покупать билет
за три доллара. Нам не захотелось делать этого принципиально: за что там платить? На одном из балконов мы
обнаружили китайца, говорящего по-русски, думаю он был каким-нибудь казахом. Вообще русские встречались нам
на улицах города довольно часто. Их проблемой было незнание ни венгерского, ни английского. А потому услышав
родную речь ,они сразу же обращались с каким-нибудь вопросом. Как-то нам попались люди ,с которыми мы уже
встречались на экскурсии - муж и жена моих лет. Им надо было куда-то выйти, а у нас в телефонах была карта
оффлайн, так что мы быстро им подсказали. Те поблагодарили ,а я пошутил: "Обращайтесь, если что!".
   В магазинах нам не раз попадались молодые продавщицы с выколотыми датами над предплечье. Через какое-то
время я догадался, что это их дни рождения. Странная мода. Вообще татуировки там у людей чудные. Однажды гуляя
по набережной мы натолкнулись на семью русских : мама , папа и маленький ребёнок.  У отца семейства красовались
на ногах вытатуированные клоуны. Да и девчонки с татушками на ногах тоже попадались.
   К цепному мосту ,ведущему из Буды в Пешт, мы таки смогли добраться и без автобуса: вывела интуиция жены
и какие-то три австралийки, движущиеся в том же направлении. По дороге мы увидели где-то на холме красивую
церковь. Сам мост на нас особого впечатления не произвёл: это был транспортный мост, по краям которого можно
по узкой дорожке идти пешеходам. Никаких памятников как на Карловом мосту Праги на нём не было. Вообще мы так
и не поняли почему Буда считается лучшим и много более дорогим районом,чем Пешт. Лично я предпочёл бы жить
на равнине, чем на крутой горе. (Из экскурсии мы узнали ,что жильё в Буде примерно в три раза дороже аналогичного
жилья в Пеште. А зарплата в столице считается хорошей начиная с четырёхсот евро в месяц)


   Вечером по совету нашего экскурсовода Анжелы мы пошли ужинать в один из ресторанов на набережной. Он оказался
и дорогим, и не очень вкусным. Все столы оказались уже зарезервированными (хотя там так никто и не появился) и
нас посадили где-то с краю. Я заказал гуляш с нарезанной картошкой ,а жена что-то под названием типа тримиасо,
гадость страшная. Ко всему мы взяли пиво ,чтобы всё это как-то переварить.  Сзади довольно неважно играл какой-то
скрипач, он пытался к нам подойти, но так как мы не проявили энтузиазма, извинившись пошёл дальше. Первый счёт
официант дал неправильный, так что всё получилось лишь со второго раза. Потом вдруг выяснилось ,что гарнир в
стоимость блюда у них не входит. Короче остался без чаевых.

(To be continued )


  • 1
Здравствуйте!

Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Путешествия, История, Общество.

Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.

Фрэнк,

команда ЖЖ

Ну и ещё искусство наверное :)

Слава Богу ,что авиация в список не попала ;)

А правда, если приглядеться, то видно лицо Анонимуса!И ничгошеньки я не помню, смотрю на все, как впервые. Интересный рассказ)

Спасибо!:)
Ну Вы давно просто ездили, а потому не помните .

Столько всего успели увидеть за один день! Молодцы!

Да, мы старались увидеть побольше.
Но в Будапеште примерно пять достопримечательных мест.
При этом есть хороший дух города и погода тёплая .

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Аппетит у Вас замечательный! Блюда выглядят привлекательно из-за своего объёма в тарелках:)
На предпоследнем фото (в серединке) "наклонный" трамвайчиковый трек? Как здорово!
Хороший рассказ.
Я про Буду и Пешт знаю, как ваш экскурсовод упоминал, из к/ф "Отпуск за свой счёт":)

Аппетит мне,увы, приходится смирять: диабет не позволяет . Правда, во время отдыха иногда позволяю себе расслабляться :)

Да, это такие вогончики ,на которых можно подняться наверх к "буддистскому" замку .
Спасибо!


Все прекрасно, но блюдо «тримиасо» описано невнятно))).
Спасибо за экскурсию!

Блюдо было столь ужасно,что даже описывать не хочется:) Но что-то мясное :)

Красивый город. Австрийцы много вкладывали в венгров, но все равно не помогло.

Хотелось бы катануться:))

Вам это много проще: через океан лететь не надо .

Прочитала по диагонали, но все равно впечатлилась, прекрасный Будапешт))

Да, пожалуй я туда не поеду :)

Почему? :) Я так всё ужасно описал? :)

А зачем прикидываться латышами?

И это... Вам обязательно нужны коллажи? Некоторые фоты очень красивые, но фиг их рассмотришь так мелко, так и хочется на них кликнуть для увеличения...

Затем, чтобы не было лишних вопросов;)

Ну коллажи как бы мой стиль. Я ведь не профессиональный фотограф, а потому лишь иллюстрирую текст.
На телефоне да, слишком мелко выглядит, а на таблетке и компьютере вроде ничего.

Сколько всего успели за один день!
Помнится мне не удалось произнести это название Вайдахуняд, язык вокруг зубов обмотался))

Да, мы стараемся побольше успеть за день и всё более или менее заранее планируем.

Название совершенно ужасное :)

Какая открытая и добродушная улыбка у вас)
Хорошо, когда есть возможность изменить маршрут на пеший и интересный...
Пиво вкусное там было?

Это я только с виду такой добродушный ;)

Пиво хорошее. Самое лучшее было в Буде .

Пивко и еда, пейзажи, лепота

  • 1