Тут же на выходе из автобуса нас передали симпатичной высокой блондинке лет сорока с небольшим. Мы всей оставшейся группой перешли улицу и двинулись через мост ко входу на территорию Петропавловской крепости. Пройдя через ворота увидели множество сувенирных палаток. Потом оказались перед Шемякинской скульптурой Петра Первого: царь сидит там в кресле, у него непропорционально маленькая лысая голова и длинное тело. Я знаю, что многим эта скульптура не нравится, но я её люблю. Экскурсовод рассказала, что портретное сходство создано на основе посмертной маски Петра. Привлекательная блондинка - мать тех двух шумных детей с самокатами неожиданно дополнила, что у этой скульптуры есть некоторая "иконность" исполнения.
Потом мы встали в очередь в Петропавловский собор. Только тут я понял, что шпиль подобный Адмиралтейскому, который виден издали, на самом деле не крепость, а собор. Непонятно почему раньше об этом не подумал: ведь я здесь уже бывал. Правда лет сорок эдак назад, когда был ещё студентом первого курса.
Когда нас впустили внутрь, в роскошном зале церкви обнаружилось несусветное количество экскурсантов, обойти которых не задев, практически не представлялось возможным. Чтобы подойти к какой-то части собора, приходилось ждать другую экскурсию. Наш экскурсовод рассказала, что ради облегчения конструкций, колонны тут сделаны деревянными но разукрашены под мрамор. Сам алтарь тоже весь деревянный, но с позолотой. Слева от алтаря я заметил кафедру, присущую католическим церквям и удивился. Здание было создано в двадцатых годах восемнадцатого века. Нам рассказали, что первое захоронение Романовых в храме - это могила Петра Первого, а последние - перезахоронения жены Александра Третьего и великомучеников - семьи Николая Второго.

После этого отправились к зданию самой крепости. По дороге экскурсовод показала нам пушки, которые производят выстрел каждый день в 12 часов дня. Та женщина, которая рассказала про скульптуру Петра вдруг наивно спросила: "Холостыми?". Тут я среагировал быстрее экскурсовода: "Что Вы?! Конечно боевыми!". И сама же спрашивающая долго потом смеялась.
И вот мы вошли в здание тюрьмы Трубецкого бастиона, как называется крепость. Нас повели мимо страшных тёмных камер, в которые можно было войти и осмотреть. Рядом с камерой висели надписи, оповещающие кто здесь когда-то "чалился". Среди прочих я заметил Троцкого и даже Горького, который ,оказывается, был выпущен под залог, оплаченный Савой Морозовым. Где-то попалась и камера Ульянова НеЛенина - брата вождя. Нам рассказали всю эту грустную историю. Я решил не выпендриваться и не дополнять рассказ экскурсовода подробностями: роль Александра в этом деле оказалась незначительной - он стоял на атасе. Но то, что отказался от помилования - это реально по-пацански круто! Тут экскурсовод хитро прищурившись спросила: "А что на это всё сказал Ильич?". Я не задумываясь процитировал: "Мы пойдём другим путём!" ( Ну ещё бы: кому хочется быть повешенным!). На что дед, сопровождавший молодожёнов посмеялся: "Только старшее поколение и знает!". Нам пояснили, что для подследственных и каторжников здесь были разные камеры. А для особо ретивых существовал и карцер, который тоже показали. Ещё я там обнаружил камеры, в которых содержались царские министры. Позже их всех расстреляли.


Потом мы двинулись к набережной Невы. Экскурсовод сказала, что после этого мы будем свободны. И я с удивлением услышал негромкий комментарий симпатичной девушки из пары молодожёнов "Свободны как сопли в полёте!". Сразу стало ясно, что интеллигентный дед - это отец парня. Мы подошли к выступу набережной, я спросил у экскурсовода про музей денег и про стоимость билетов. Она почему-то ничего не знала. Вообще на мои вопросы женщина почему-то отвечала со скрытым раздражением. Может быть была не в духе, а может я просто сбивал её с мыслей о любимом человеке.

Все разошлись, а я побрёл по территории искать музей истории денег. Он оказался почти уже у самого входа. Хотелось бы, конечно, взять тур, но его надо было очень долго ждать. К тому же я заметил, что на стендах можно включить запись экскурсии. Но всё оказалось довольно занудным (позже выяснилось, что друг мне рекомендовал совсем другой музей - какой-то там печати, так что я совершенно зря туда попёрся). Послушал что-то о появление первых металлических денег, о том как каралась подделка. Но вскоре всё это наскучило. Я пошёл на второй этаж, смотреть современное производство бумажных денег. Оказывается теперь процесс полностью автоматизирован, люди выполняют только функцию контролёров. В фильме ещё рассказывалось сколько стирок могут выдержать современные купюры, но я не запомнил.

Ещё когда мы вышли из автобуса, экскурсовод нам показала тропинку, которой минут за семь можно добраться до метро "Горьковская". Народу это, естественно, не понравилось: все думали, что их на автобусе же довезут обратно на Невский. Вернувшись, я покорно побрёл по дорожке, идущий между деревьев какого-то парка. Через некоторое время впереди показалось здание метро похожее на космическую тарелку. Оттуда поехал обратно на Невский.
Там же ноги меня всегда сами ведут в кафе "12 Апреля". Это как пьяницы девяностых: травились, но упорно пили всё тот же спирт "Рояль". Однако воскресенье - день особый и в этот день, подобно малому новогоднему, иногда случаются чудеса. В этот раз за стойкой был очень приличный молодой человек. Он даже не звал меня забрать мои чебуреки, а принёс их сам, заметив, где я сел. Так что пусть и в последний день, а я добился хорошего обслуживания.
Потом, опять же как обычно, пошёл на канал Грибоедова в сторону Спаса на крови. Где-то справа играла молодая девушка - баянистка. Хорошо играла, но я уже приметил своего вчерашнего профессора, сидящего на дежурном месте, а на всех добра,увы, не хватит.
Когда двинулся дальше по Невскому, вдруг натолкнулся на Николая Музылёва - известного гитариста-исполнителя. Они вместе с каким-то другим молодым гитаристом загружали публику хорошими песнями. Вокруг, как обычно, образовалась толпа. Я его тут же сфотографировал и послал старшей дочке, с которой мы лет семь назад слушали его питерскими вечерами на том же Невском. Она сразу же его узнала. К сожалению, времени уже оставалось мало: надо было ехать домой и собирать вещи, чтобы завтра утром лететь обратно в штаты.


← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →