Andrey Krasnov (grigoriyz) wrote,
Andrey Krasnov
grigoriyz

Categories:

Мордой об "Асфальт"

"Вчерась написал роман. Куды его девать?"
Из письма в редакцию.



Сразу же оговорюсь, что к Евгению Гришковцу я отношусь всё равно хорошо. Мне
нравятся его авторские спектакли (особенно "ОдноврЕмЕнно"), миниатюры 
(скажем "Настроение улучшается"), и даже его ЖЖ (Например меня тронули
такие строки: "Помню, как в 1996 году я был зимой в Москве, слонялся по 
Кузнецкому мосту и встретил на улице Юрия Никулина. Он шёл в длинном зелёном 
пальто, совсем-совсем старый. Помню, что я прошёл за ним довольно много. Я не
собирался останавливать его или просить автограф. Просто шёл, и мне было 
радостно... " Правда здорово? ).


Мне кажется мы с ним люди не только одного круга, но даже одной компании что ли? Мне
и жена иногда горовит: "Не говори ,пожалуйста, интонациями Гришковца!"

Однако, (как раз говоря его интонациями) когда я прочитал роман Гришковца "Асфальт" он мне 
"сразу же не пон-равился"!

Не то чтобы я уж очень много ожидал от этого романа ( Я ведь ещё до прочтения очень
насторожился ,что как раз в ЖЖ Евгения сперва видел строки "пишу роман", "пишу роман","пишу роман"
а потом вдруг раз и "дописал роман скоро издадут" ), просто он как-то меня ну уж совсем 
не тронул.

Наверное ,если бы такой роман написал мой лучший друг и прекрасный учёный-химик Валера,
я бы радостно похлопал его по плечу и сказал: "Молодец , Валерка! Классно получилось!". Но
тут я ожидал чего -то явно большего чем просто повесть в духе журнала "Юность" восьмидесятых годов.

Прежде всего поразила какая-то совсем уж примитивность языка изложения. Ради интерса я
посчитал ,что имя главного героя Миши на каждой страници повтрояется от пяти до девяти раз:
"Миша сказал", "Миша пошёл", "Миша подумал". Смысл подуманного и сказанного Мишей как-то
растрворяется за этим бесконечным повторением его имени. Возникает ощущение ,что автор не
захотел писать всё это от первого лица (дабы не ассоциироват себя с этим занудным с сомнительной
моралью типом), а потому связал себя с именем главного героя на все шестьсот страниц повествования.

Мелькает тут ещё одна спорная ,но (насколько я понимаю) любимая автором мысль, что настоящая
личность должна постоянно страдать ,не знать как жить, искать выход ,ненавидеть себя. Но для меня
всё это тоже веет чем-то советским, типа "Бороться искать ,не найти и не сдаваться".

Сам стиль произведения тоже получился каким-то полусоветским. Вспомнился рассказ
о каком-то писателе у Сергея Довлатова в его "Заповеднике". Тот всегда заканчивал свои книги
словами типа: " "Человеком надо быть ,Петя!" , - сказал Вася и зашагал прочь. Петя долго смотрел ему вслед".
Попытки же понять "Почему Хмырь повесился?" ( вся завязка романа основана на том ,что близкая
подруга главного героя покончила с собой) по стилю отдалённо напомнили Дарью Донцову.
И наверное самое главное ,что того Гришковца ,которого я люблю, я в этой книге так и не нашёл.
(Если бы мне кто-то вдруг сказал ,что на самом деле у этого произведения совсем другой автор,
я бы даже и не удивился).

Не думаю (как я где-то прочитал) ,что Гришковец написал этот роман ради денег ( не таким
совсем он мне видится ). Да и ,наверное, даже не ради славы так торопился он с выпуском своей
книги. Видимо ему просто хотелось побыстрее поделиться какими-то своими мыслями ,которые
ему ,увы, так и не удалось донести до читателя.

Если бы автор был моим другом я бы ему просто сказал: "Да ,ладно ,Женя! Вон Толстой свой роман
"Война и Мир" ,говорят, семнадцать раз переписывал. А может быть если бы мы его первый вариант
прочли ,то ещё и ни такое бы сказали!" 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments