Andrey Krasnov (grigoriyz) wrote,
Andrey Krasnov
grigoriyz

Categories:

Мои Римские Каникулы Часть 2

Свой сорок девятый день рождения я справил в Ватикане. Но не с Папой Римским (который между прочим
служил мессу за час до моего приезда) ,а с женой.
  На самом деле мы могли дойти до Ватикана пешком, но хотелось увидеть как же выглядит Итальянское
метро.  Метро оказалось -таки достаточно дешевым (один "еврик" за поездку) ,но ,конечно же ни таким красивым
как Московское или Ленинградское , и совсем ни таким разветвленным как Нью-Йоркское (всего две ветки).
Вагоны с оранжевыми пластмассовыми сиденьями были похожи на американские ,но между вагонами не было
дверей : только соединяющие "гармошки".




  Вообще Ватикан когда-то был всего лишь захолустным предместьем Рима. Но именно там казнили тогда 
еще никому неизвестного Апостола Петра. На этом месте позже и был возведен собор (базилика) его имени. А 
Ватикан со временем обрел статус независимого государства с собственной армией стойких швейцарцев
и своим монетным двором. Эту независимость Ватикану вернул никто иной как Муссолини.
   Выйдя из метро мы спросили каких-то чукч - мелких торговцев как пройти к Ватикану. Как выяснилось,
никто из них не знал: Зачем? Но первая же итальянка указала нам правильный путь. И мы пошли по району,
похожему на поздние хрущевские застройки.



  Ватикан запомнился большим внутренним двором с каким-то странным металлическим земным шаром по середине
и фигурами по бокам. Внутри же большим количеством статуй,странными шкафчиками (наподобие школьных ) 
библиотеки ( в которой покоятся невидимое глазу самое большое собрание древних книг в мире ),
какими-то совершенно невообразимо красивыми потолками и ,конечно же, работами Рафаэля и Микелланджело.
  В Сикстинской капелле фотографировать запрещалось ,но мы рискнули. Сама капелла ,конечно же, уникальна
и замечательна. По одной стене идут Евангельские,  по другой Ветхозаветные сцены. Потолок - Микелланджеловское
"Создание Адама". И большая стена - его же "Страшный Суд".Но эта стена  мне показалась китчем: какой-то бесконечный
поток человеческого голого тела, да и облик Христа искажен почти по Булгаковски (по количеству изменений,
конечно же ,а не по сути). Вообще насколько мне нравится Микелланджело - скульптор , настолько оставляет
равнодушным он же - художник.









   По музеям Ватикана мы совершенно незаметно проходили пять часов. Там я пользовался и русскоязычным
аудио гидом ,скачанным с Интернета, и взятым на прокат (под залог паспорта) англоязычным  , и 
разноязычными экскурсоводами разных групп. В итоге, проходив там до самого вечера, мы  так и не добрались до
базилики Святого Петра.
 Когда к концу дня мы вернулись в отель, жена спросила: "А что тебя больше всего сегодня поразило?".
Я честно ответил: "Те влюбленные девчонки-лесбиянки ,которые держались за руки и страстно целовались
в метро: никогда ничего подобного не видел!"

Аккурат в этот день - день моего рождения Берлускони-таки получил необходимый перевес в Парламенте 
и выстоял. Перевес был всего в пару голосов, но этого было достаточно. Два дня : Воскресенье и 
Понедельник дали свои результаты.
   Вечером на площади было выступление недовольных студентов. Они что-то громили и поджигали
машины. В ответ карабинеры били их дубинками и наступали ногой на лицо. Все это мы видели уже
в новостях по телевизору.

 Каждое утро перед завтраком мы наблюдали как несколько рабочих с помощью специальных приспособлений
собирают мелочь из Фонтана Ди Треви. Дело в том ,что существует много всяческих поверий по-поводу того ,что
будет ,если бросишь туда монетки. В итоге за год (как я вычитал) там собирают аж 700 тысяч евро. Собирают все
это в мешочки, запечатывают , полицейский подписывает нужные бумаги ,а шофер куда-то увозит.



  Вообще в Италии есть полиция (та что следит за элементарным порядком и взимает штрафы с нарушителей) и
карабинеры - внутренние войска ,которые тоже следят за порядком ,но уже на более серьезном уровне. Полицейские
порой ходят в головных уборах похожих на английских полицейских только белых и меньших по размеру. А карабинеры
- в брюках с красными лампасами как у генералов.
   Днем мы обычно обозревали достопримечательности ,а вечером с уже гудящими ногами ходили по темному городу.
На улицах Рима можно часто увидеть двух-трех мужичков итальянцев подолгу что-то обсуждающих . Причем довольно
вяло  обсуждающих, без особых эмоций и даже с перерывами. А еще периодически встречаются парочки туристов :
она - с картой ,пытающаяся "определиться на местности" и он - тупо водящий головой по сторонам имитируя полет мысли.
 В окнах попадаются люди готовящие пиццу или даже ваятели над своими скульптурами и картинами.
  


На следующий день мы пошли в знаменитый собор (базилику) Святого Петра. В соборе поражают сами размеры , потолки,
статуи , многочисленные мозаики и ,наверное ,все же больше всего ?Пьета? Микелянджело (Почти светящаяся Богородица
держащая на руках снятого с креста Спасителя),  которая после "покушения" стоит под пуленепробиваемым колпаком, а 
потому рассмотреть ее уже ни так просто. Вообще же Пьета - это оказывается от итальянского  pieta - милосердие. Так называют
сцены оплакивания Христа богоматерью после Его распятия.
    Отдельные мозаики изображают Евангельские сцены. И вспомнилось как моя бабушка ,не будучи особенно верующим 
человеком, рассказывала мне в детстве Евангельскую историю о том, как Христос сказал Петру: "Еще не пропоет петух,
как ты трижды отречешься от меня!".  И всколыхнулось уже позже прочитанное о том как Петр ,вспомнив эти слова после
своего третьего отречения, горько заплакал. 
  В подвалах базилики увидели могилу самого Святого Петра , папы Ионна Павла Второго и других пап.
   Однако, что меня удивило во всех католических соборах - это обильное изображение пап. Не был исключением
и собор Святого Петра: папы присутствовали как в виде больших величественных статуй, так и на картинах рядом
со святыми. 
  Если бы меня спросили на что больше всего похож в моем представлении Собор Святого Петра , я бы сказал,что на 
Ленинградский Казанский собор.Только тот по сравнению с базиликой просто крошечный. И еще (извините за пикантную 
подробность) собор святого Петра - это единственное место, где в туалете я увидел писсуары. 






    
  Неподалеку от собора мы нашли очень милый ресторан, в котором относительно дешево 
подается что-то типа отбивной в сухариках с жареной картошкой и пастой в качестве гарнира,
а не просто дежурная пицца и паста. Задобренное холодным светлым вином - все это звучало
как песня.
   За столиком напротив села супружеская пара, разговаривавшая между собой на "неанглийском".
Когда к ним подошел официант , мужчина на англйском сделал заказ. Жена удивилась: "А 
зачем они говорят с официантом на английском ,если они знают итальянский?". На что я
пояснил: "Ты знаешь, они скорее всего тоже самое думают о нас".
  Тяжело быть в таком городе как Рим и не помолиться. Вечером мы поехали на службу в одну
из двух Русских православных церквей Рима - храм Святого Николая. Церковь оказалось небольшой,
но очень уютной. С хорами сзади на возвышении, красивыми иконами и множеством мощей. 
Служба велась красиво: и хор хороший , и у игумена Германа голос глубокий. Все по настоящему!
Маленький православный островок,окруженный Католическим океаном.
  Уже на выходе жена заметила листок с объявлением о выступление русского хора сегодня вечером в
каком -то соборе. "Что на песнопения хотите сходить?" , - поинтересовался отец игумен. - "Тогда
подождите нас , мы сейчас туда поедем". Минут через семь он уже вышел облаченный в джинсы и
мы поехали ...двумя автобусами с пересадками до католического храма, находившегося в двух шагах
от нашей гостиницы.
    По дороге общались с прихожанами и самим отцом игуменом. Они сперва решили, что мы - паломники.
Видимо вид у нас был подобающий: с пылью на обуви. Рассказали ,что итальянский язык русским
дается лучше потому ,что он звучный и где-то по звучанию близок к русскому. По воскресеньем у
них в церкви собирается аж до двухсот человек. Я заодно спросил ,а почему у них не было службы
в день Андрея Первозванного. Батюшка улыбнулся и честно ответил: "Ну грешен! Что могу сказать?"
   Хор был действительно хороший.  Десять мужчин ( включая самого отца Германа ) с различным
тембром голоса красиво звучали в храме с отличной акустикой. Мы провели хороший вечер и
пешком вернулись в Отель.



   До Галереи Боргезе ( части виллы Боргезе ,где находится неувиденный нами памятник Гоголю) мы доехали автобусом,
но обратно уже шли пешком. Еще по туристическим картинкам я понял, что галерея мне понравится. На первом этаже 
мы увидели великолепные мраморные статуи. Даже непонятно как из цельного куска мрамора можно сотворить такое
точное изображение тел и движений. Особенно удивило изображение руки сжимающей плоть: все передано до деталей.
(Тут мне почему-то вспомнилось как шансонье Саша Новиков создавал первый в России клип ,где обычная киносъемка 
сочиталась с рисованной мультипликацией. Делалось все по-принципу раскрашенного флага в "Броненосце Потемкине":
сперва все снято по-настоящему ,а потом реальная девушка заменена мультяшной. Позже все удивлялись : А как это 
сделано ,что в самом конце рисованная девушка берет в руки лицо Новикова и оно действительно сжимается )
Именно там находится  полу-подлинник скульптуры мальчика ,вынимающего занозу, известной всем по копии ,стоящей
в Эрмитаже. А еще Боргезе был кардиналом и любимым племянником тогдашнего папы.
   Но больше всего впечатлили залЫ Лукаса Кранаха ( Ни Лукаса Кранаха Старшего ,как обычно пишут, а именно так 
"Лукаса Кранаха". Ведь в том -то и загвоздка ,что младшего от старшего (отца от сына) отличить не представляется
возможным : их клеймо - извивающаяся змея с короной ,держащая в зубах кольцо - неотличимо ). Никогда в 
жизни не видел такого огромного количества картин этого художника. Обычно ну две - три картины не более (даже
в Лондонской национальной галерее всего несколько полотен ). Длинноногие бледнолицые золотоволосые красавицы
в очень схожих бардовых шляпах и коричневых платьях (или обнаженные) излучают какую-то необыкновенную энергию.
Очень часто картины выписаны на черном фоне ,придавая натуре особенную яркость.
   В музей пропускали порциями ,на определенное время. Поэтому огромных толп около полотен не было и можно было
даже постоять возле какой-то картины, рассмотреть и подумать.





   На обратном пути зазывала отвел  нас в очередную пиццерию. Мы были приятно удивлены увидев в меню надписи
на русском. Но прочитав их долго смеялись. Прежде всего , "растительное масло" (oil) там везде переводилось не иначе
как "нефть". А отсюда нам предлагали "нефть ,чеснок и красный перец", "Хлеб рыбы жарившей в нефти и масле". И 
отдельные перлы: "Смеявшийся с медалями и цикорием" , "Спаржа и креветки смеялись", "Мясо с пылью хлеба", "Жареные 
яйца к подобному", "Мясо в муке с готовящейся ветчиной подскочило в сковороде", "Вы убегаете в розовом соусе",
"Пицца к я стригу", "Лед, рубившийся с кофе и сиропом плода" , "Белый лицемер", "Стекло шампанского",
  Мы объяснили официанту то ,над чем мы так долго смеялись, но ему по-моему было пофиг ,что там и как написано.
Зато ,когда он принес счет ,то выяснилось ,что с нас на 5 евро больше потому ,что там что-то меленько и только
по итальянски преписано снизу.



    Ориентиром в наших вечерних прогулках по Риму, служил Тибр (Это то самое место, где какой-то из императоров,
потеряв коня воскликнул: "Кто сТибрил коня?" ). Через Тибр переброшено множество мостов, некоторые из которых, судя
по дате мог видеть сам Святой Петр. По дороге тебе постоянно попадаются костелы (в городе их около девятисот), в которые
без разбора можно входить и снимать: не ошибешься. Внутри идут ниши с иконами и порой с кукольными усыпальницами (в стеклянной гробнице
лежит скульптурное изображение). А еще стоят исповедальни. В небольшом помещении, похожем на советскую фото комнату по обе 
стороны стены невидимые друг -другу сидят пастер и исповедывающийся. То есть исповедывающийся чувствует себя практически перед
Богом ,а пастер лишь невидимый свидетель. В храме ты можешь кинуть пожертвование и включить электрическую свечку.
Интересно ,что даже молодые итальянки , проходя мимо открытых ворот храма крестятся. Кроме того , возле этих ворот сидит
в точности один попрошайка: все места распределены (По одному нищему на вход в храм).
  Большинство огромных икон-картин в базиликах темные. Во второй половине дня их уже очень тяжело разглядеть. Входишь
в собор из светлого дня и слепо присматриваешься. Однажды я увидел как вошла русская женщина средних лет ,накинула
на голову платок и по-православному перекрестилась. Тут вспомнилась евангельская фраза "Где двое или трое соберутся во имя
мое, там и я среди них".
  Вообще же входя в католический храм с органом, скульптурами , колоннами , вспоминается Гумилевское:
"Он поклялся в строгом храме Перед статуей Мадонны..."

Subscribe

  • В этот день 6 лет назад

    Этот пост был опубликован 6 лет назад!

  • Как правильно тратить деньги.

    Моя жена и её сестра - люди очень разные. Жена - человек правильный , а сестрёнка её совсем наоборот. Хотя разница в возрасте у них всего-то 3 года…

  • Раннее детство. Часть 7.

    В возрасте, кажется, пяти , а потом уже шести лет я ездил летом с детским садом от папиной работы. Со мной в группе оказались дети папиного…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments

  • В этот день 6 лет назад

    Этот пост был опубликован 6 лет назад!

  • Как правильно тратить деньги.

    Моя жена и её сестра - люди очень разные. Жена - человек правильный , а сестрёнка её совсем наоборот. Хотя разница в возрасте у них всего-то 3 года…

  • Раннее детство. Часть 7.

    В возрасте, кажется, пяти , а потом уже шести лет я ездил летом с детским садом от папиной работы. Со мной в группе оказались дети папиного…